В Швейцарии и Австрии горные лыжи - культурное достояние. А в других местах? Вот что говорят маркетологи звезд Марко Одерматт и Микаэла Шиффрин, а также дальновидный президент Swiss Ski Урс Леманн.
Таких успешных сезонов в Кубке мира, как 2023/24, у швейцарцев не было давно. 27 побед и 56 подиумов! Помимо этого, семь хрустальных глобусов в рейтинге дисциплин! Подобный успех был 35 лет назад, когда они выиграли 31 гонку за одну зиму. В четвертый раз за последние пять лет Швейцария опередила Австрию в вечной дуэли престижа.
Но волнует ли это кого-то за пределами двух великих держав Швейцарии и Австрии? Уже в Германии интерес к горным лыжам упал. Может, горные лыжи стали нишевым видом спорта с глобальной точки зрения?
Вот что думают об этом Президент Swiss Ski Урс Леманн, менеджер Марко Одерматта, лучшего горнолыжника в мире, Михаэль Шиндорфер, менеджер Микаэлы Шиффрин, единственной спортсменки, имеющей мировую привлекательность в этом виде спорта, Килиан Альбрехт.
Президент Швейцарской лыжной федерации Урс Леманн выступает за глобализацию Кубка мира по лыжному спорту.
Урс Леманн категорически не согласен с мнением, что интерес в основном ограничивается двумя странами, где лыжный спорт является национальным видом спорта. Так могут думать только люди, которые никогда не катались на лыжах в Новой Зеландии, США или Канаде. Не говоря уже о Франции и Италии, где горные лыжи являются частью культуры и экономики .
Он считает, что нужно сделать катание на лыжах привлекательным даже во времена большого разнообразия в жизни западного мира. По его словам, Швейцария выполнила свою домашнюю работу в этом отношении. Но лыжный спорт также является очень уважаемым видом спорта на международном уровне.
Килиан Альбрехт, который работает вместе с Микаэлой Шиффрин в качестве менеджера с 2011 года, также видит выход далеко за пределы основных стран. Гонки в Киллингтоне, собиравшие по 20 000 зрителей в день, стали одним из самых ярких событий в женском календаре этой зимы. Но гонки в Словакии и ранее в Загребе также были очень популярны . Альбрехт уверен, что во всех этих направлениях движущей силой энтузиазма была местная горнолыжная звезда. 50-летний спортсмен утверждает, что чемпионат мира в первую очередь должен проходить там, где есть кумиры.
Какой эффект даст новый "бразилец"?
Михаэль Шиндорфер также скептически относится к тезису об ограниченном интересе. В принципе, это очень сложно объективно оценить, потому что остается неясным, чем это измерять. Факт, что горные лыжи не являются по-настоящему глобальным видом спорта, не нов. Но даже Словакия, Новая Зеландия и Великобритания, плюс еще несколько интересных стран за пределами Альпийского региона, производят медалистов Кубка мира. Мы просто не воспринимаем этого в наших широтах .
В этом контексте он с нетерпением ждет, когда Лукас Браатен начнет выступать за Бразилию. Интересно посмотреть, к чему это приведет . В том числе благодаря лучшему транспортному сообщению с Red Bull.
Килиан Альбрехт хотел бы увидеть усиление немецкой команды. Самый важный в Европе телевизионный рынок немецкий. И именно здесь горнолыжные гонки сейчас переживают трудные времена . При этом Альбрехт доволен популярностью его подопечного Дэйва Райдинга в Великобритании. Вот где рейтинги взлетают до небес, когда он на старте .
Шиффрин для Европы больше, чем для США
На вопрос, где Микаэла Шиффрин является большей звездой - в США или в Центральной Европе у Альбрехта готов ответ. Логично, что там, где вы занимаетесь спортом, больше людей знают вас . Боде Миллер говорил: В Европе я - легенда!
Альбрехт просит учесть особенности спорта в Северной Америке. В Штатах горнолыжные гонки, как и многие другие виды спорта, смотрят ровно раз в четыре года когда не за горами Олимпийские игры .
Недавно Микаэла Шиффрин потрафила еще одной причуде американцев - увлечению рекордами. Интерес к ней взлетел после того, как она установила рекорд по количеству выигранных гонок Кубка мира. Ее несколько раз приглашали на телевизионные ток-шоу, а в прошлом году она была признана спортсменкой года в США. Но ничто из этого не дало ей постоянного статуса спортивной иконы.
В Европе Микаэла Шиффрин является королевой горнолыжного спорта, а в США она просто привлекает к себе внимание
Горные лыжи - не самый оптимальный для популярности вид спорта. В шлемах и очках главные герои практически анонимны. В такой стране, как США, это что угодно, но только не преимущество , говорит Килиан Альбрехт.
С другой стороны, благодаря равенству, например, с точки зрения призовых денег, горнолыжный спорт занимает хорошие позиции в гендерной дискуссии, что важно в североамериканском спорте.
Размышления о маркетинговой стратегии Одерматта
А как обстоят дела с Марко Одерматтом? Его феноменальные успехи просто усилили интерес к нему или он стал более глобальным героем? Михаэль Шиндорфер считает, что точнее второе. Он также считает, что движущей силой является крупное событие: Олимпийские игры - 2026 приближаются. Международные партнеры всегда находятся в поиске амбассадоров .
Кроме швейцарских спонсоров, Одерматта несколько международных партнерских контрактов. Самые глобальные возможности открывает Red Bull.
Вполне возможно, что в ближайшие годы мы увидим более глобальную диверсификацию . И это скорее гонка в США, чем дополнение к Адельбоденy: Новые рынки интересны не только гонщику, но и партнерам. Нужно вместе разработать стратегии по более эффективному использованию потенциала новых рынков , говорит Шиндорфер.
Менеджер Михаэль Шиндорфер с Марко Одерматтом и большим хрустальным глобусом в марте 2023 года
Однако по поводу Марко Одерматта он добавляет: Здоровье, удовольствие от спорта и связанная с ним радость жизни всегда должны быть важнее, чем максимизация доходов от рекламы. Тотальный маркетинг спортсменов очень опасен.
Потенциал Netflix как рекламного инструмента
Менеджер Odi видит потенциал в международных спортивных документальных фильмах, например, на Netflix. Горные лыжи часто сравнивают с Формулой-1. Мы говорим о Белом цирке, а в цирке всегда много чего происходит, на разных площадках . Тем не менее, здесь есть ограничения. В мире много регионов, где снег не играет никакой роли.
А в чем географический потенциал горнолыжного спорта? Урс Леманн видит ресурс дальнейшего развития Кубка мира за счет новых локаций. Он думает о США, о Новой Зеландии. Но самым быстрорастущим рынком зимних видов спорта является Китай .
Так что же в первую очередь нужно горнолыжному спорту? Охватить мир или продолжать быть в первую очередь европейцем? Интегрировать в Календарь Кубка мира отличные горнолыжные курорты Новой Зеландии? Вовлечь тысячи горнолыжников в Китае? Этот процесс не может быть завершен в одночасье. Нам нужно развивать эти рынки, а не просто быстро провести там три гонки .
Разногласия по вопросу о Китае
Леманн отмечает, что до сих пор нет единого мнения, как действовать в рамках FIS. Каждый раз, когда кто-то говорит, что Китай интересен, ему приходится стыдиться этого заявления. Но правда в том, что все заинтересованы, чтобы там катались на лыжах. И нам, европейцам, опасно судить о стране, не зная всей картины .
Менеджеры двух крупнейших горнолыжных звезд настроены более скептически. Михаэль Шиндорфер: Лично я думаю, что с точки зрения маркетинга присуждение трех последних зимних Олимпийских игр России, Южной Корее и Китаю не дало желаемого эффекта .
Уроженец Форарльберга Килиан Альбрехт парирует, что новые рынки всегда интересны , но он видит различные проблемы с новыми направлениями Кубка мира. Некоторые жалуются на дискуссию о климате, другие на слишком большое количество гонок. По поводу Азии он решительно говорит: В Японии горнолыжный спорт полностью мертв, а Корея до сих пор не оказала никакого влияния . Даже в отношении Китая перспективное развитие было бы невозможно без местных героев .
В поисках новых мест
Михаэль Шиндорфер согласен, что на некоторых потенциально возможных местах проведения этапов Кубка мира нет местных лидеров. Однако новые локации нужны! Начинать нужно там, где есть культура и традиции катания на лыжах. Япония, Северная Америка, Южная Америка или Новая Зеландия имеют потенциал, хотя это требует сложного графика, в том числе с учетом дебатов о климате .
Шиндорфер выдвигает идею: Почему бы не организовать Кубок мира с центром в Европе, но каждый год добавляя новые регионы в процессе ротации? Молодые спортсмены должны видеть топ-звезд вживую, иначе они потеряют связь со спортом .
Урс Леманн согласен с этим. Он говорит, что нужны амбассадоры и маяки. Гонки также являются маяком для рекреационных видов спорта. Марко Одерматт мотивирует и вдохновляет людей .
Все три эксперта по-прежнему видят наибольший потенциал в США. Килиан Альбрехт объясняет два действующих в настоящее время фактора в Северной Америке. Горные лыжи не показывают по телевизору, этот спорт там очень элитарный, намного дороже, чем в Европе . Вот почему бывший призер Кубка мира в слаломе умоляет перенести гонки в малоизвестные места, такие как Киллингтон или Мон-Тремблан, где есть настоящий горнолыжный энтузиазм, особенно среди мальчиков.
Но Альбрехт считает, что важнее всего другое: FIS и лыжные федерации должны двигаться в ообщем направлении. То, что происходит сейчас, это яд для горнолыжного спорта, спортсменов и спонсоров. Они не должны вести свои стычки на публике .