Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Не только "человек и пароход": каким был реальный Иван Крузенштерн

Новости : Путешествия

Оглавление новостей | На главную страницу портала
Анатолий (indan3@rambler.ru)  19.11.2020 21:33Послать новость другуВерсия для печатипросмотров: 14302




Не только "человек и пароход": каким был реальный Иван Крузенштерн.
Николай Карамзин писал ему: "Радуюсь, что Вы принадлежите России!" Иван Крузенштерн посвятил свою жизнь российскому флоту. Он руководил первой кругосветной экспедицией русских моряков, заявив, что они   лучшие. Положил начало отечественным торговым и научным плаваниям. Превратил Морской кадетский корпус в одно из сильнейших учебных заведений страны. 19 ноября РГО отмечает 250-летний юбилей старейшего из своих учредителей.

Иваново детство

Что удивительно, по происхождению и по имени великий патриот России не был русским. Он родился в 1770 г. в семье остзейских дворян с немецко-шведскими корнями и был наречён Адамом Иоганном. Мало того, в юные годы о морской карьере он и не помышлял. "О детских годах Крузенштерна авторы книг сообщают нам только, что Адам был слаб здоровьем, очень домашним мальчиком, избалованным родительской любовью, и что никто в роду Крузенштерна ни моряком, ни путешественником не был. И Адам к такому жизненному пути не готовился",   пишет о нём Владимир Ергер в книге "Верь в надежду". В 12 лет мальчика отдали в соборную Вышгородскую школу в Ревеле (Таллине), там он обучался три года, после чего родители решили отправить Адама в Морской кадетский корпус. С этого момента его жизнь изменилась.

"При оформлении Крузенштерна в корпус вместо Адама Иоганна его записали Иваном Фёдоровичем без всякого спроса и согласия на то отца   Иоганна Фридриха. Так в России всегда поступали с немецкими и другими иностранными именами. Например, Фабиан-Готлиб-Беньямин стал Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном, Герман Людвиг стал Ермолаем Ермолаевичем Левенштерном и несть тому числа. Но более всего восхищает русское имя француза Жана Батиста Прево де Санчак, меркиза де Траверсе, который в России стал Иваном Ивановичем (!) Траверсе".

Владимир Ергер, "Верь в надежду"

Крузенштерн учился старательно, значительную часть свободного времени проводил в библиотеке или обсерватории. В силу политической ситуации его пребывание в стенах кадетского корпуса тоже ограничилось тремя годами вместо положенных шести. В 1788 году шведский король Густав III объявил войну России, уже воюющей с Турцией. Российские корабли были переведены из Балтики на Чёрное море, этим и решил воспользоваться Густав, чтобы вернуть Швеции её бывшие прибалтийские территории, а попутно захватить Санкт-Петербург. Чтобы дать ему отпор, Россия ввела на вооружение старые корабли и досрочно выпустила из Морского кадетского корпуса всех, кто успел прослужить гардемарином хотя бы год. Так Крузенштерн оказался на борту линейного корабля "Мстислав" в звании "за мичмана"   до просто "мичмана" он ещё не дорос.

В июле 1788 года семнадцатилетний офицер принял участие в Гогландском морском сражении, успешно обеспечивая максимальную скорострельность орудий корабля   один залп в три минуты. Благодаря этому бою в январе он стал полноправным мичманом. По "Морскому регламенту" Петра I офицер был обязан прослужить в этой должности не менее семи лет, прежде чем рассчитывать на повышение. Но военное время диктовало свои условия. В течение следующих двух лет Крузенштерн принял участие ещё в трёх боях: в Эландском, Ревельском и Выборгском, после чего получил звание лейтенанта. Ему было двадцать.

Вокруг света

В 1793 году российское правительство решило отправить 16 лучших морских офицеров на стажировку в Англию. Среди них был и Иван Крузенштерн. Он провёл в командировке шесть лет, принимал участие в боевых действиях, побывал в Канаде и Америке, в Южной Африке, Юго-Восточной Азии и Индии, ходил в Атлантическом и Индийском океанах. В портах мира он видел корабли самых разных стран и не мог не задаться вопросом, почему среди них нет русских судов. Вернувшись на родину в 1899 году, Крузенштерн подготовил план кругосветной экспедиции "в интересах развития торговли и обогащения страны". Свой проект он назвал "Начертания" и отправил его президенту коммерц-коллегии Петру Соймонову.

"Малая обширность деятельной Российской торговли занимала многия годы мои мысли. Желание способствовать хотя несколько к тому, чтобы видеть её в некотором усовершении было безмерно, но с другой стороны недостаток моих способностей чувствовал я в полной мере".

Иван Крузенштерн, Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах

Увы, Соймонов умер, не успев принять решение. В течение следующих лет Крузенштерн неоднократно посылал проект в вышестоящие инстанции, но в ответ следовало либо молчание, либо отказ, пока документ не попал в руки министра морских сил адмирала Николая Мордвинова. 7 августа 1802 года Крузенштерн получил официальное назначение   он стал руководителем первой кругосветной экспедиции. Чтобы выполнить свои обязанности, ему пришлось оставить дома молодую беременную жену.

"Государь определил, чтоб я был сам исполнителем своего предначертания. Сие неожиданное последствие привело меня в немалое смущение. Обстоятельства мои переменились и сделали принятие сей возлагаемой на меня важной обязанности несравненно труднейшим против прежнего. Более полугода прошло, как я разделял счастье с любимою супругою и ожидал скоро именоваться отцом. < > Но адмирал Мордвинов объявил мне, что если я не соглашусь быть сам исполнителем по своему начертанию, то оно будет вовсе оставлено. Я чувствовал обязанность к отечеству в полной мере и решился принести ему жертву. Мысль сделаться полезным, к чему стремилось всегда моё желание меня подкрепляла; надежда совершить путешествие счастливо ободряла дух мой, и я начал всемерно пещися о приготовлениях в путь, неиспытанный до того Россиянами".

Иван Крузенштерн, Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах

Император Александр I пожаловал супруге Крузенштерна доходы с одной деревни сроком на 12 лет, "дабы по собственному Его Величества изречению обезопасить благосостояние жены моей во время продолжительнаго и неизвестности подверженнаго отсутствия ея мужа". Ежегодная сумма составляла 1500 рублей   весьма солидные по тем временам деньги.

Руководитель экспедиции полностью сосредоточился на подготовке к плаванию. Корабли купили в Англии   отечественные не подходили для столь серьёзного предприятия. А вот команду набирали исключительно из русских моряков   это была принципиальная позиция Крузенштерна. "Мне советовали принять несколько и иностранных матрозов,   писал он,   но я, зная преимущественныя свойства Российских, коих даже и Англинским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме Гг. Горнера, Тилезиуса, Лангсдорфа и Лабанда (учёных, собиравших научные данные   О.Л.), в путешествии нашем ни одного иностранца не было". Желающих оказалось много, и отбирая их, Крузенштерн обращал внимание не только на профессиональные качества, но и на состояние здоровья, и на моральный дух. Так, уже перед выходом он решил оставить двоих матросов на берегу: у одного обнаружились признаки цинги, а второй четыре месяца как женился.

"Хотя и обезпечил я жену сего последняго, выдав ей наперёд полное его годовое жалованье во 120 рублях состоявшее, и хотя он действительно был здоров, однако не взирая на то, не хотел я взять с собою человека, в коем приметно было уныние; ибо думал, что спокойный и весёлый дух в таком путешествии столько же нужен, как и здоровье: а потому и не надлежало делать принуждения".

Иван Крузенштерн, Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах

7 августа 1803 года "Надежда" и "Нева" вышли из Кронштадта, на первой капитаном был Иван Крузенштерн, на второй   Юрий Лисянский, с которым он вместе учился в кадетском корпусе, а потом ездил на стажировку в Англию. "Долговременное моё с сим отличных дарований человеком знакомство, прежнее путешествие наше в Америку и в Восточную Индию, а наипаче желание быть полезным отечеству при столь важном случае были причиною, что я, невзирая на старшинство своей службы, с великою охотой согласился свершить сие толико отдалённое путешествие под его начальством",   писал Лисянский в своих воспоминаниях о путешествии.


Экипажи кораблей не зря полагались на своего командира. Крузенштерн с истинно немецкой дотошностью подготовился к далёкому странствию, вдумчиво укомплектовав суда всем необходимым. Он категорически запретил телесные наказания, которые были в то время нормой. В письме, отправленном из Бразилии, лейтенант с "Надежды", рассуждая об ожидаемых мартовских штормах, безмятежно резюмирует: "Но с Капитаном Крузенштерном и с Рускими чего бояться? Будем там, где нам быть надобно".

"Оставив Тенерифу, искуством и неусыпною деятельностию почтеннаго Капитана нашего Крузенштерна соотечественники ваши в семь недель преплыли необычайные жары между Тропиков, не имея совсем больных, не зная солёной пищи, ни тухлой воды, и 22-го Декабря флаг Россов украшал уже рейду между Островом Святой Екатерины и Бразилиею. Тут я вспомнил Ансона, который, пришедши сюда из Портсмута, имел множество больных и потерял в пути несколько людей; Вспомнил и нещастнаго Лаперуза, который стоял на самом том месте, где нами якорь брошен. Они были великие мореходцы; но дай Бог не иметь их участи!"

Фёдор Ромберг, Лейтенант Фрегата Надежды,

Бразилия, 29-го Января, 1804

Первое пересечение экватора русскими кораблями экипажи "Надежды" и "Невы" отметили с размахом   к столу подали жареных уток, пудинг, суп "с картофелем, тыквой и прочей зеленью", а также по бутылке портера на троих. Дав 11 пушечных выстрелов, выпили за здравие императора Александра I. И даже разыграли театрализованное действо: "матроз Павел Курганов, имевший отменныя способности и дар слова, быв украшен трезубцем, играл свою ролю в самом деле так хорошо, как будто бы он был уже старым, посвящённым служителем морскаго бога, и приветствовал Россиян с первым прибытием в южныя Нептуновы области с достаточным приличием".

Путешествие продолжалось три года, в 1806 году оба корабля благополучно прибыли в порт приписки: "Нева"   22 июля, "Надежда"   19 августа. Все запланированные задачи были выполнены, все члены экспедиции вернулись благополучно, что было несколько непривычно для широкой публики, следящей за мореходами по газетным статьям.

"Сим почтенным любителям чтения надобно, чтобы мореходец, только лишь вышедши из порта, немедленно был застигнут бурею и потерял бы дорогу; по том несчастный плаватель должен целый месяц носиться по влажной стихии, пристать к необитаемому острову, или претерпеть ужасно-прекрасное кораблекрушение. Ежели корабль тонет между льдинами, надобно, чтобы мигом явился белой медведь, и скушал бы по крайней мере двух матросов. Брошен ли корабль на Африканской берег; прежде всего глазам бедных плавателей должно представиться пиршество людоедов. < >

Г. Крузенштерн объехал кругом земный шар, не претерпевши ни кораблекрушения, ни болезней, и не встретив никакой важной неприятности; со всем тем его повествование крайне любопытна для наблюдателя нравов и Природы".

"Вестник Европы". Часть CXXII, No 1, 1822


Плоды просвещения

До кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна русский флот не выходил из европейских морей. После него отечественные корабли уверенно пересекали Мировой океан с торговыми и научными целями. Материалы экспедиции послужили основой для отчёта "Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах", который Крузенштерн писал не один год   последняя часть вышла в 1812 году. Текст сопровождался картами, планами и рисунками, сама книга имела большой успех, её перевели на английский, французский, немецкий, итальянский, голландский, датский и читали по всей Европе.

Узнать подробности: И. Ф. Крузенштерн и первые публикации кругосветных российских мореплавателей

Крузенштерну приходилось пользоваться целым набором карт, составленных его предшественниками,   в каждой из них попадались многочисленные ошибки, мешавшие просчитывать безопасный для кораблей маршрут. По результатам своего путешествия он составил "Атлас Южного моря" в двух частях   35 карт, снабжённых подробнейшим гидрографическим описанием. Российская Академия наук присудила Крузенштерну за эту работу Демидовскую премию   самую почётную неправительственную награду России, которую давали за выдающийся вклад в развитие науки.

"Чтобы вполне оценить этот труд, нужно обратить внимание на свойство тех материалов, которые должны были служить основою этому сочинению. Для составления стройнаго целаго из всех сведений добытых частию в излишнем, частию в недостаточном количестве нужна была не только обширнейшая начитанность и усидчивое прилежание собирающаго материалы, но главное нужна была глубоко обдуманная разборчивость. <...> При первом же взгляде на гидрографические мемуары Крузенштерна можно понять как строго критически отнёсся он к труду своему и это признано моряками всех наций. Таким образом Крузенштерн был первый из русских моряков, который пользовался во всей Европе высокочтимым научным авторитетом".

"Адмирал И. Ф. Крузенштерн, первый русский плаватель вокруг света (очерк)", 1873 год


В 1827 году Крузенштерн стал директором Морского кадетского корпуса. Его собственные воспоминания об альма-матер были далеко не радужными. "Морской кадетский корпус в таком жалком положении, что я бы отсоветовал врага своего отдать туда своих детей и ничто, кроме крайности, может заставить решиться отдать своих детей",   писал он в 1821 году Николаю Румянцеву. Теперь у него появилась возможность исправить ситуацию.

Благодаря Крузенштерну программа кадет расширилась   появились новые предметы. Библиотека пополнилась учебными пособиями, гардемарины и кадеты получили возможность совершать учебные плавания между Петербургом и Кронштадтом под руководством опытных моряков. Кроме того, адмирал учредил особый офицерский класс. В него поступали самые способные из выпускников корпуса, получившие чин мичмана. В течение ещё трёх лет они изучали высшую математику, тактику, астрономию, физику и т.п. Летом выходили в море на практику. Выдержав экзамен по окончании курса, они получали чин лейтенанта, а флот   прекрасно образованных офицеров.

"Ласковая строгость, с которою Крузенштерн относился к своим начальническим обязанностям, производила неизмеримо благотворное впечатление на молодыя чувства воспитанников, которые под его руководством переходили от детскаго к юношескому возрасту, но ещё благотворнее влияло на молодых людей его личное безупречное благородство, проявление котораго они могли видеть в ежедневных его к ним отношениях. У него, который на корабле своём умел держать подчинённых в примернейшей дисциплине, не прибегая к строгостям признаваемым во многих флотах неизбежными, который постоянно доброжелательно заботился и о тех матросах, которые прикомандировывались к корпусу   научались воспитанники обращаться с подчинёнными снисходительно и без насильственных действий заставлять их исполнять свои обязанности".

"Адмирал И. Ф. Крузенштерн, первый русский плаватель вокруг света (очерк)", 1873 год

В 1833 году император Николай I удовлетворил просьбу мореплавателя внести изменения в родовой герб. Отныне на нём появилось два щитодержателя   полинезиец и японец с Андреевскими флагами над щитом и девизом "Spe Fretus"   "Верь в надежду". После смерти Крузенштерна ему поставили памятник напротив Морского кадетского корпуса на "матросские пятаки и офицерские рубли".

Любопытные факты об Иване Крузенштерне

В 1797 году Крузенштерн отправился в Калькутту на фрегате "Птица". Когда корабль добрался до места назначения, выяснилось, что он чудом не затонул: в корпусе была огромная пробоина, в которой намертво застрял камень. Именно он не позволил "Птице" дать течь.
В кругосветном плавании на корабли для пополнения рациона загрузили корову с телёнком, козу, кур, гусей, уток и восемь свиней. Чтобы избавиться от чрезмерных запахов, свиней периодически купали в океане.
Фёдор Толстой "Американец" попал в Америку на "Надежде" Крузенштерна. Капитан высадил его на Алеутских островах за хулиганство, пьянство и азартные игры. Кстати, на корабль Толстой попал обманом   выдал себя за своего родственника-тёзку. Узнать детали можно здесь.
В плаваниях Крузенштерна сопровождал любимый спаниель; перед тем как отправиться в путь, матросы трепали его по ушам   на удачу.
Когда началась Отечественная война 1812 года, Крузенштерн пожертвовал треть своего состояния на нужды ополчения.
Накануне выпуска курсанты Морского кадетского корпуса шьют из нескольких тельняшек одну и надевают её на памятник Крузенштерна   чтобы в начинаниях сопутствовал успех.
В честь Крузенштерна названы не только географические объекты Земли   остров, пролив и риф, но и лунный кратер.


Источник: Русское Географическое Общество






Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2020
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1.  Продажа велосипедов на сайте бесплатных объявлений, Продажа велосипедов на сайте бесплатных объявлений...
[Велоспорт - велосипеды/Услуги]
Кирилл Иванов, 24.11.20, 13:13
2. 
Продам охотничье ружье ТОЗ-66 (улучш), Продам 2хствольное охотничье ружье курковое ТОЗ-66...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Александр, 23.11.20, 10:26
3. 
ТОЗ-66 (улучш), Продам 2хствольное охотничье ружье курковое ТОЗ-66...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Александр, 23.11.20, 09:19
4.  Фидер Dye Rotor, Фидер
[Пейнтбол/Продажа]
Дима, 12.11.20, 15:32
5. 
Продам парашют MINI-SOFTIE, Толщина: 5, 7(см) Ширина: 38(см) Высота: 58,...
[Парашютизм/Продажа]
Александр, 09.11.20, 00:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 596


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Японское море (Часть 1) [19118], Дайвинг, Иван Морозов, 22.08.01
2.  Дневник международной грузинско-российской экспедиции "Лхотзе-2000" [19640], Альпинизм, Юрий Байковский, 04.04.01
3.  Путешествие в районе Кичик-Алая (стр.3) [19344], Горный туризм, Петр Рыкалов, 19.04.01
4.  Велоэкспедиция на Урал: Соликамск - Соль-Илецк. [20359], Велотуризм, Праслов Михаил, 14.09.04
5.  Отчёт о походе по озеру Имандра. [19422], Водный спорт, Штурман Ва, 18.11.04

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Андрей, статей: 1, просмотров: 19570
2.  Лиза Паль, статей: 2, просмотров: 39319
3.  Наталия Розова, статей: 1, просмотров: 19125
4.  Анатолий Казакевич, статей: 3, просмотров: 59402
5.  Афанасий Маковнев, статей: 4, просмотров: 90091

1, 2, 3, 4, 5, 6