Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

С какой скоростью летать?

Новости : Воздухоплавание

Оглавление новостей | На главную страницу портала
Анатолий (indan3@rambler.ru)  15.04.2018 14:58Послать новость другуВерсия для печатипросмотров: 63290




С какой скоростью летать?
Данную статью можно читать отдельно, а можно как третью часть цикла:

Один из наиболее важных навыков в полётах в вингсьюте   это способность летать в формации с вашими друзьями быстро и безопасно. Многое из того, что нужно знать о хорошем полёте, можно изучить при освоении одного только этого навыка. Richard Webb в предыдущих статьях объяснял, что значит скорость для безопасности полёта в вингсьюте и какова связь между стабильностью и сопротивлением воздуха. В этой третьей части мы постараемся разобраться, как поладить со скоростью.

Цель этой статьи   прояснить некоторые особенности полёта в винге и сподвигнуть пилотов научиться летать быстро. Слова   это мысли, и чтобы яснее понимать, в каком направлении развиваться, нужно избавиться от нечёткой терминологии в нашем спорте. Хотелось бы верить, что вы готовы потратить немного времени, чтобы попробовать понять чуть больше, чем сжимать и разжимать свои ягодицы (см. рис. 1б). Это здорово   вообразить себя самолётом, но всё равно ваша задница не руль высоты.

Рис. 1а, 1б. Здесь красным   мои пометки поверх иллюстрации из руководства по вингсьют-тренингу, которое все ещё можно найти на dropzone.com! Похоже, что часть этого руководства была написана каким-то прохиндеем.

В этой статье мы постараемся объяснить два фундаментальных понятия о полётах в винге: Угол Атаки и Конфигурация Вингсьюта (ранее известная как  положение тела    Body Position). Мы увидим, как разделение этих двух понятий и независимое их осмысление может улучшить наш полёт.
Что такое эффективность вингсьюта?

Вингсьют-пилоты часто спрашивают, какие приёмы мы рекомендуем для улучшения лётных характеристик? Многие советы на эту тему, которые нам доводилось слышать, основаны на идее, что  эффективный полёт    это медленное планирование на длинную дистанцию при пологих углах и минимальном снижении. Хотя медленный полёт   это не всегда проблема при скайдайве, всё же это не идеал. Итак, с какой скоростью нам нужно двигаться в той или иной ситуации? Или сформулируем иначе,  С какой скоростью лучше летать?  К счастью, для полётов в винге ответ не так уж и сложен:  Как можно быстрее .

Идея, что  скорость   это хорошо , как ни странно, не популярна в современном мире вингсьют-обучения. По моему мнению, это принципиальное непонимание того, какими должны быть воздушные скорости, привело к излишним жертвам при BASE прыжках в винге, которых можно было избежать, если бы пилоты имели достаточно опыта, чтобы оценить или завершить траекторию полёта. Многих скайдайверов учат летать в вингах слишком медленно, и они не могут использовать весь потенциал своих костюмов. Ещё больше людей не понимают, насколько полезна горизонтальная скорость в винге. И хотя это проблема не только BASE прыжков в вингсьютах, но с августа 2015 по октябрь 2016 года более десятка смертельных исходов могли быть связаны с неправильной воздушной скоростью.

Итак, когда мы хотим, чтобы наши вингсьюты летали максимально эффективно, что мы имеем ввиду? Это что, полёт как можно дальше? Как можно быстрее? Или как можно дольше? Я утверждаю, что наиболее важная составляющая высокоэффективного полёта, его аккуратности и управляемости, заключается в горизонтальной скорости.

Эффективный полёт   это быстрый полёт

В скайдайве обычно эффективность оценивают вертикальной скоростью, которую также называют скоростью снижения в планирующем полёте. Как бы она ни называлась, нам нужно усвоить, что медленная скорость снижения   это не то, что нас должно заботить. Я полагаю, мы должны сосредотачиваться не на уменьшении вертикальной скорости. Гораздо важнее научиться набирать высокую горизонтальную скорость.

Лучше всего тренировать горизонтальную скорость в полёте бок о бок с друзьями, как можно ближе / спокойно / безопасно. Обгоните приятеля, летящего рядом с вами, пусть он изменит конфигурацию винга (ранее известную как положение тела ) и угол атаки, чтобы обогнать вас. Затем используйте его как репер и обгоните его снова. Тренировка скорости в малых формациях из двух-трёх пилотов позволит вам использовать друг друга как ориентиры, чтобы оценивать изменения эффективности полёта. Начинайте ваши первые формации на скорость с малого числа участников, не более трёх. Безопасность полётов в формации и надлежащие относительные траектории   совершенно иная тема, но главная идея здесь   совместный полёт небольшой группы как можно ближе в одном направлении.
Заметки на полях: Приборы

Использование GPS или звукового устройства типа Flysight может быть очень полезным для приближённых оценок, но не окажитесь в ловушке мелочей цифровых данных. GPS приборы   в общем случае неподходящее средство, чтобы судить об эффективности полёта в винге из-за определённой разницы между воздушной скоростью (насколько быстро вы летите на самом деле) и путевой скоростью (которую измеряет GPS). При большом количестве прыжков и при учёте метеопрогноза о ветре на высоте и фактическом ветре, измеренном вашими пилотами самолётов, GPS может быть полезным средством, если вы не делаете тонких сравнений между разными прыжками. Ваши показания скорости будут варьировать больше чем на 30 км/ч ото дня ко дню в зависимости от высоты вашего скоростного полёта, характеристик ветра и даже малых изменений направления. Из-за этой неизбежной переменчивости мы не используем GPS устройства для измерения скорости, мы полагаемся только на сравнение двух пилотов сходного размера, летящих бок о бок.

Различия между самыми скоростными прототипами вингсьютов часто оказываются меньше 3 км/ч воздушной скорости, но практически невозможно пролететь 3 км высоты при скайдайве, не встретив значительных (более 8 км/ч) вертикальных и горизонтальных движений воздушных масс, что делает сравнение инструментальных данных по большей части бесполезным при таком узком диапазоне показателей эффективности. Соревнование бок о бок   лучше всего.

Хотя записанные данные непригодны для достоверных оценок эффективности полёта, звуковой Flysight полезен, когда вы летаете в одиночку. Информация о горизонтальной скорости, передаваемая звуковой обратной связью, поможет вам найти наиболее скоростную позу и угол в ходе полёта.
Три фактора эффективности полёта

С ростом горизонтальной скорости наша скорость снижения (вертикальная скорость) будет также расти (за исключением случая выхода из пикирования). Помните, снижаться быстрее   это нормально! Стремитесь к максимуму горизонтальной скорости, а не к минимуму вертикальной. В зелёной зоне на кривой рис. 2 горизонтальная скорость   главная цель.

Если мы уменьшаем скорость снижения, оптимизируя угол наклона, мы улучшаем характеристики планирования. Однако, наилучшее планирование (или MID скорость, см. заметки на полях ниже) имеет место не при самой безопасной скорости полёта, потому что она довольно близка к точке свала и оставляет нам меньше запаса энергии (меньшая скорость соответствует меньшей подъёмной силе, меньшей кинетической энергии и нулевой возможности улучшить эффективность планирования, если это становится необходимо). Не заводите привычку жертвовать скоростью ради качества планирования! (Оранжевая зона на рис. 2).

Можно уменьшить скорость снижения ниже точки наилучшего планирования, что приводит к медленному движению вперёд и медленному снижению (малая вертикальная скорость). Сосредоточение на  времени  или уменьшение вертикальной скорости до минимума приучает к полёту вблизи точки свала и плохому планированию. Такой низкоскоростной околосвальный полёт   одна из самых распространённых плохих привычек для полётов в вингсьютах (Красная зона на рис. 2).

Полярная кривая на графике (рис. 2) поможет нам понять связь между качеством планирования, скоростью и скоростью снижения. Помните, что при полётах в вингсьюте тренировки на  наилучшее планирование  или  минимальную вертикальную скорость  могут закрепить вредные привычки. Это не означает, что вы никогда не должны так делать, однако, тренируя эти навыки, помните о важности горизонтальной скорости.

На полярной кривой вингсьюта обратите внимание на отметки  Свал ,  Мин. Снижение  и  Лучшее планирование . Выше скорости наилучшего планирования воздушная скорость возрастает совместно со скоростью снижения   чтобы лететь быстрее, мы быстрее снижаемся, что вполне нормально.

Полярная криваяРис. 2. Полярная кривая. Чтобы увеличить горизонтальную скорость, необходимо увеличить вертикальную. Повторяйте за мной: Снижаться быстрее   это нормально, Снижаться быстрее   это нормально 
M.I.D. скорость

Richard Webb говорит: Поскольку нет ничего  наилучшего  в наилучшем планировании, я бы выдумал (отлил в граните) новый термин для нас, неэффективных вингсьют-пилотов: Скорость Максимальной Дистанции Импакта (M.I.D. скорость). Это позволяет ослабить подсознательное предположение, что при полётах в вингсьюте  наилучшее планирование  является  наилучшим . В большинстве случаев это не так. При полете с MID скоростью вы достигнете самой дальней возможной точке импакта. Летите быстрее или медленнее, чем MID скорость, и ваш импакт будет гарантированно ближе. Однако, летая значительно быстрее, чем с MID скоростью, над соответствующей местностью, вы получите повышенный запас подъёмной силы и возможности манёвра, что сделает ваш вингсьют-полёт более безопасным. Летая регулярно с MID скоростью или медленнее, вы лишитесь поля для маневрирования или выравнивания, ваша катастрофа будет лишь вопросом времени.

MID скорость имеет чудесный мнемокод  MID помогает нам запомнить, что MID скорость находится посередине между Минимальной Скоростью Снижения и Максимальной Горизонтальной Скоростью, и необязательно это расчётная скорость для нормального полёта, как подспудно предполагается для  наилучшего качества планирования .

Мы стремимся поддерживать воздушную скорость намного выше точки наилучшего планирования (MID скорости). Зелёная зона на полярной кривой (рис. 2), где воздушная скорость и скорость снижения возрастают   это идеальный диапазон скоростей как для скайдайва, так и для бейса. Этот диапазон скоростей позволяет нам использовать запасённую энергию для улучшения планирования, чтобы продлить траекторию планирования или удалиться от земной поверхности, но он не настолько крутой, чтобы это было некомфортным или неэффективным.

Тренировки по поддержанию наилучшей (MID) воздушной скорости для планирования могут привести к стремлению летать слишком медленно, слишком близко к свалу и без запаса энергии, чтобы увеличить угол планирования в случае необходимости. Короче, чем ближе вы летите к  наилучшему планированию  (MID скорость), тем меньший запас подъёмной силы имеется в вашем резерве. Безопасные полёты в вингсьюте предполагают наличие достаточной воздушной скорости, чтобы значительно увеличить угол планирования или выполнить значительную корректировку курса без сваливания вингсьюта.
Сигналы тревоги

Вы можете практиковать режимы полётов для разных сегментов полярной кривой (рис. 2), чтобы изучить ощущения, отвечающие каждому сегменту. Попробуйте летать при минимальном снижении, вблизи свала, попробуйте свалить ваш вингсьют. Ощущения  красной зоны  должны быть вам хорошо знакомы, и если вы вдруг окажетесь в ней по неосторожности, вы должны услышать сигналы тревоги в вашем мозгу. Если вы изучаете некоторую трассу полёта, которая требует наилучшего планирования / минимального снижения / предсвального полёта, сигналы тревоги в вашей голове должны звучать задолго до того, как вы совершите его. Низкоскоростной полёт убивает вингсьют-пилотов в бейсе.
Где ваш центр тяжести?

Центр тяжести вингсьют-пилота (CoG) часто находится позади центра давления (CoP), что объясняет естественную склонность некоторых вингсьютов лететь при высоком положении головы.

У самолётов центр тяжести и центр давления (куда приложена подъёмная сила) обычно расположены очень близко друг к другу. У вингсьютов иногда бывает иначе. В среднем центр тяжести человека расположен перед крестцовым отделом позвоночника или около пупка. Центр давления (CoP) у вингсьюта обычно находится выше (впереди), но он перемещается при изменении угла атаки (AoA). Представьте, что вы подвешены подъёмной силой между лопатками, а центр тяжести находится у пупка   вы окажетесь в наклонном положении головой вверх. Из-за этого многие вингсьют-пилоты естественно склонны летать слишком полого и слишком медленно, в позиции со слишком задранной головой. Чтобы пилотировать вингсьют с более крутым углом атаки, необходимо осознанное физическое усилие. Слишком пологий полёт   общая наиболее распространённая ошибка в полётах в вингсьюте и самая плохая привычка. Без определённой воздушной скорости вингсьют нормально не работает. Воздушная скорость в планирующем полёте создаётся наклоном  так что читайте дальше. Многие инструкторы обучают своих студентов летать полого, медленно, на грани свала, формируя таким образом нудную и опасную основу для их карьеры вингсьют-пилота. Будьте осторожны, если ваш вингсьют-инструктор говорит вам  расслабьте ягодицы .

Теперь я уверен, вы достаточно разогреты, чтобы добраться до текста про конфигурацию вингсьюта (ранее известную как положение тела, body position), но есть одно грандиозное препятствие   пропущен угол атаки при рассмотрении эффективности полёта вингсьюта. Так что сожмите ягодицы, опустите свой руль высоты и давайте обсудим угол атаки.
Угол Атаки

Представьте, что вы стоите на обрыве с радарной пушкой. Два вингсьют-пилота собираются пролететь мимо, и вы собираетесь заснять их сбоку и проверить их скорость. Они оба летят точно по одной и той же трассе, у них одинаковые вингсьюты и одинаковый вес. И оба в 7 метрах от обрыва на том участке трассы, на котором мы их наблюдаем 

Один из них   Скотти Боб (Scotty Bob) и по мере его приближения вы видите, что его руки в одной плоскости с плечами, и он низко наклонён вперёд. Он пролетает на скорости 230 км/ч по радару. Скотти летит значительно быстрее MID скорости   у него огромный запас подъёмной силы для выравнивания траектории или манёвра.

Другой пилот   Бульбуль Скотт и он только приступил к скайдайву в прошлом году, но ему очень нравится его новый большой вингсьют. Напомним, Бульбуль летит в точности по той же трассе, на том же расстоянии от земли и по той же траектории. Тут он подходит, и положение его рук таково, что запястья выше головы (двугранный угол), его колени слегка согнуты и похоже, что он слегка прогнут  вы можете видеть, что его голова на самом деле слегка поднята, и всё это выглядит, как будто он прямо вспахивает воздух. Угол наклона его изогнутого / загребающего / искривлённого вингсьюта выглядит недостаточным, и в сравнении со Скотти наклон его тела можно назвать высоким. Вы взглянули на радар, и тот зафиксировал 140 км/ч, определённо не впечатляет. Формально, угол атаки не связан с горизонтом, он не определяет направление вашего полёта и не может быть описан как  крутой  или  пологий . Но не переживайте по этому поводу слишком сильно, всё, что нам надо знать применительно к вингсьюту, иллюстрирует этот график. Первый парень (Fig. A) делает всё правильно. Второй (Fig. B)    как-то делает  (давай, Бульбуль Скотт, фигач!).

Итак, насколько на самом деле бестолков и опасен Бульбуль Скотт? Факт в том, что такая конфигурация вингсьюта регулярно может сходить с рук при крутой траектории полёта. Но с такой конфигурацией вингсьюта в полёте над более пологой местностью вы погибнете. Можно сказать, что вингсьют-пилот, который полагается на эту более стабильную, но крайне неэффективную конфигурацию, находится под угрозой несчастного случая. И это не только касается бейса: конфигурация Бульбуля   это основная причина бесчисленного множества опасных, болезненных и трагических видео о вингсьют-скайдайве. Это также оказывается причиной десятков смертей в винг-бейсе.
Мысли про Угол Атаки

Ваш угол атаки   это угол под которым плоскость вашего тела ориентирована относительно направления полёта, относительно воздушных масс. Угол атаки   это не угол полёта  Угол атаки   это угол, под которым вы обращены к направлению полёта.

В планирующем полёте малый угол атаки подразумевает более высокую воздушную скорость. Больший угол атаки означает более низкую воздушную скорость. Угол атаки   это не аэродинамическое качество планирования. Пилот должен активно управлять углом атаки. Ни один вингсьют автоматически не будет располагаться с правильным углом атаки для каждого вида полёта.

Когда вы размышляете о скорости и эффективности полёта, разделяйте мысли про угол атаки и про положение тела (теперь это конфигурация вингсьюта!). Угол атаки   это угол между вашим телом и движущимися воздушными массами. Когда вы представляете себе ускорение, выравнивание, раскрытие парашюта, переход на спину, выполнение бочки, или полёт стаей с друзьями, думайте про угол атаки в воздушной массе. Это усилит ваше пространственное мышление и позволит улучшить понимание полёта в вингсьюте, будет способствовать ускоренному прогрессу.
Замечание про  положение (позицию) тела 

Richard Webb недавно подчеркнул мне, что  Положение (позиция)    это не аэродинамический термин. Это термин местоположения. В авиации используется:

Конфигурация: закрылок вниз, закрылок вверх, шасси вниз, включить воздушный тормоз и т. п.

Ориентация: Нос вверх, нос вниз, опрокинутый и т. п.

Эти два термина разделены и не взаимозаменяемы.  Позиция    сбивающий с толку термин, так же как  руки назад . Ричард умышленно использует  Конфигурацию  и  Ориентацию  (в статьях на TGB). Таким образом, двигаясь дальше, мы будем касаться **Конфигурации вингсьюта**, а не положения тела.
Конфигурация вингсьюта

Угол атаки не зависит от конфигурации вингсьюта. Критически важная вещь, которую сейчас нужно понять, состоит в том, что пока конфигурация вашего вингсьюта в целом плоская и напоминает просто надутый вингсьют, она не изменяет эффективность полёта так ощутимо, как изменяет её угол атаки. Вы можете сохранять работоспособную конфигурацию при разных углах атаки и добиваться эффективности в скорости, дистанции и времени, не изменяя ничего, кроме угла атаки. В точности одна и та же конфигурация при разных углах атаки будет давать разные результаты. Конечно небольшие изменения в конфигурации вашего вингсьюта будут оптимизировать эффективность при разных углах, но угол атаки   главный фактор.

Matt Gerdes с прямыми руками и плоской конфигурацией вингсьюта. Этот режим хоть и не отвечает максимальной скорости, но намного выше MID скорости и подходит для полётов на малой высоте. Фотограф Max Haim.
Скорость: Рациональная Конфигурация

Обычно мы хотим задать нашим телам такую форму, которая позволит воздуху обтекать верхнюю и нижнюю поверхности наших костюмов с минимальными колебаниями. Нам нужен искривлённый воздушный поток с верхней стороны вингсьюта от плеч до носков и ровный поток снизу. Проще всего разорвать воздушный поток на любой из поверхностей, если согнуть колени или деформировать ручные крылья. Это нарушит ламинарный поток на поверхности нашего костюма, что не есть хорошо   деформация верхней стороны фактически уменьшит ламинарный поток, который создаёт подъёмную силу. Это плохо для эффективности, так что держите ноги прямыми, руки твёрдыми и плоскими, и носки ног растягивающими вингсьют.

Если вы представите себя лежащим лицом вниз на тротуаре, эта поза отвечала бы конфигурации максимальной эффективности, только лицо и кончики носков касались бы земли, а концы крыльев слегка были бы над землёй. Ваше тело образовало бы слегка выгнутую форму от головы к носкам. Это просто. Эта слегка выгнутая поза поддерживает ламинарный поток над верхней стороной вингсьюта от головы до носков и гладкую нижнюю поверхность, которая отклоняет воздух максимально ламинарно. Заметьте, что утверждение, что мы сотворили крыло из нашего тела, было бы неточным и сильно огорчило бы спецов по аэродинамике (только ручные крылья представляют собой аэродинамический профиль).

Полностью растяните ваш костюм выдвинув плечи вперёд, натянув носки насколько возможно и образовав некоторую вогнутость корпусом. Натяните предплечьями переднюю кромку ручных крыльев. Сочетание этой позы с малым углом атаки (наклон пониже) обеспечит высочайшие скорости. Увеличение угла атаки (наклон повыше) направит вас по глиссаде максимальной дистанции.

Хотите замедлиться или набрать высоту? Думайте об изменении вашего угла, а не конфигурации вингсьюта   надавите носками вниз, к земле. В ваших ногах невероятные возможности по управлению тангажём. Никогда не начинайте выполнение выравнивания (подушки), сгибая колени   это не подушка, это воздушный тормоз. Помните, что результат всегда определяется углом атаки, с которым вы направляете конфигурацию своего вингсьюта.

Ключевая идея состоит в том, что угол атаки и конфигурация вингсьюта   независимые факторы и их следует разделять в ваших мыслях, когда вы думаете о полёте вингсьюта. Стараясь достичь максимальной эффективности в вингсьюте, корректируйте ваш угол и конфигурацию раздельно и с чётким пониманием, как эти два фактора сочетаются и какие приносят результаты.

Источник
topgunbase.ws
Перевод
Юрий Костицын

Источник: skycenter.aero






Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2018
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Универсальный тандем, Универсальный тандем Российского производителя A.S...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 20.04.18, 12:02
2. 
Перспективный учебный параплан VITA, Перспективный учебный параплан VITA от австрийског...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 20.04.18, 12:00
3. 
Школьный параплан SPORT 2 производства AIRWAVE, Школьный параплан SPORT 2 производства AIRWAVE GLI...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 20.04.18, 11:58
4. 
Параплан OBSESSION 2 производитель U-TURN, Параплан OBSESSION 2 производитель U-TURN GmbH (...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 20.04.18, 11:41
5. 
Лучший учебный параплан MISTRAL 2, Лучший учебный параплан MISTRAL 2 концерна SWING F...
[Парапланеризм/Продажа]
Марат, 20.04.18, 11:39

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 569


Новые фотографии:



27.12.17, 01:42

Путь
23.03.17, 01:01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1618


Популярные статьи:

1.  Сплав Урик 98 [9103], Сплав, Алексей Демидов, 13.07.01
2.  Пакистанский интернационал [8952], Альпинизм, Михаил Дэви, 04.04.01
3.  Вокруг света на автомобиле (стр.3) [8598], Путешествия, Владимир Лысенко, 17.03.03
4.  На вёслах через Индийский океан [8599], Водный спорт, Евгений Штиль, 14.04.05
5.  100 лет русскому горному обществу (часть 4) [8533], Альпинизм, Александръ, 29.03.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Луканова Юлия, статей: 1, просмотров: 9177
2.  Спецкор., статей: 3, просмотров: 26021
3.  Владимир Голыгин, статей: 1, просмотров: 8649
4.  Надежда Плотникова, статей: 1, просмотров: 8682
5.  Захаров Николай, статей: 3, просмотров: 26818

1, 2, 3, 4, 5, 6