Первый этап плаваний завершён: поморская лодья "Пилигрим" встала на зимнюю стоянку в Германии в реке Эмс, в канале городка Веенер. Со старта из Петрозаводска пройдено 1650 миль, пять экипажей прошли отличную парусную практику на старинном трёхмачтовом судне XVII-XVIII веков--настоящем плавучем музее. Готовимся к продолжению Кругосветки, встречаемся весной 2018-го вблизи эстуария реки Эмс в Нижней Саксонии. Вопрос "Где зимуем?" отнюдь не праздный!
Для деревянной лодьи нужно бы постоять в пресной воде: после морских переходов в 1650 миль корпус должен немного рассолиться, чтобы успешнее противостоять коварным древоточцам. Задача--найти место стоянки до весны 2018-го--для капитана лодьи, заслуженного путешественник России Сергея СИНЕЛЬНИКа встала сразу, когда стало ясно, что судно не успевает в Ла-Манш до прихода жестоких осенних западных ветров. Лодья шла мимо опаснейших Восточных Фризских островов, и капитан решал куда свернуть вглубь континента. Была выбрана река Эмс.
Смотрим карту маршрута нынешнего похода со старта из Петрозаводска, два великих русских озера, и суровые воды двух морей бассейна Атлантического океана--Балтийского и Северного. Участие в грандиозном историческом фестивале в Копенгагене, встречи со множеством заинтересованных и увлечённых людей, и пять смен экипажей наших единомышленников, также влюбленных в море и паруса.
Между Фризскими острова--внутрь континента
После Голландии, порта Дельфзейл, семейная команда капитана лодьи Сергея СИНЕЛЬНИКа повела "Пилигрим" вверх по течению реки Эмс и в 30 милях от эстуария произошла удивительная встреча с портовыми властями городка Веенер: удивительная тем, что поступило предложение встать здесь на зимовку бесплатно. Это было бы едва ли не чудо, если бы не то, что германцы очень уважительно относятся к историческим деревянным парусным судам, потому и предложили такие удачные условия. Так всё и решилось, остаёмся зимовать здесь!
Cемейная команда, с тремя детьми, взялись готовить "Пилигрима" к зимовке--а работ на это великое множество, если совсем не бесконечность. Перечисление скучное, но тут требуется: одни лишь--сушка парусов и всего снаряжения, мытьё всего и вся--внутри и снаружи, пересортировка всех запасов и вещей, упаковка плавучего музея на зимнее время, консультации с местными жителями, кто обещался не бросить лодью без взгляда во всю холодную и сырую пору до желанной весны, и т. д., и т. п.
Конечно, вся эта череда работ на борту лодьи усугубляется усталостью капитана, его жены, и юных родных мореходов, ведь семья вступила на борт ещё в Копенгагене, и все вместе они встречались и со штормом вблизи Любека, и с напряжением Кильского канала, и с противными сырыми ветрами Северного моря, и опасностями песчаных Фризских островов, засасывающих суда в смерть. Тут бы и отдыхать и высыпаться и отъедаться, но нет--надо работать и работать, судно ждать не может! По этому вопросу бы--"отдохнуть и выспаться!"--порасспросить Марину Синельник--мать троих детей, но она чрезвычайно молчалива и скромна, так что ничего никто из подобных подробностей не выяснит никогда.
Первая запись капитана в бортжурнале по остановке на зиму в канале города Веенер похожа на пушкинское "...Ах, наконец достигли мы ворот Мадрида..." В самом деле: "...Сняты доспехи (непромокаемые костюмы Offshore BASK). Остаёмся зимовать. Портовые власти немецкого уютного городка Веенер (Weener)--это от голландского Дэльфзейлa (Delfzijl) вверх по реке Эмс около 30 миль--любезно предложили встать на зимовку бесплатно. Канал закрывается от водных стихий шлюзом. Вода почти пресная, это хорошо для корпуса лодьи. От добра добра не ищут!.."
Впечатления для юношества
Узнать, что думают юные Синельники гуляя по маленькому германскому городку Веенер, так и не удалось. Ярослав нарисовал не новый город, а схему строения Солнечной системы, а дневников начинающие мореходы не ведут, да и если бы и вели, то очевидно не дали бы с ними познакомиться... Остаётся вновь обратиться к бортжурналу "Пилигрима":
Гуляя по городку, глядя на ухоженные дома и участки, невольно думается о том, что дома имеют корни, а корабли не имеют корней, и юрты, и шатры кочевников не имели корней, может быть, это и было их счастье... А вот некоторые баржи, переделанные здесь в дома, на воде, кажется, из своих килей пустили через воду корни; в плавучих домах люди живут и некоторые из них годами! никуда не плавают Человеку предназначено ходить, бегать, двигаться, но он с возрастом, что ли, как будто застывает, порою зарастает илом "
День выдался солнечный, это большая редкость здесь и сейчас, ловим момент, сушим паруса, аккуратно укладываем, накрываем старыми парусами сверху, или тентами, для защиты парусов от воздействия суровой зимней среды. Зимой надо будет ещё несколько раз достать и проветрить, если будут солнечные дни, конечно... На борту много дел, кажется, им нет конца, рутина...
Вот и закончилась первая навигация Пилигрима. За кормой 1650 миль, немного, но если учесть что корабль спустили на воду только в июле, и сколько было сделано всего на борту, то удивляюсь как всё получилось--не-е-ет! это хорошее начало большого пути. Нет спортивных задач, мы идём не спеша, знакомимся с историей, культурой и жизнью разных народов и по возможности знакомим со своей культурой и историей жителей чужих стран. Маршрут получился неровный, посетили почти все страны в Балтийском море...
Сколько замечательных людей встретилось в этом странствии (как всегда то было и в предыдущих плаваниях!), и много тех кто помогал, с кем мы шли по морю вместе, тех кто болел за нас на "Большой земле". "Спасибо!" говорил я им, пожимая руки; спасибо , повторял, вспоминая потом; спасибо говорю и пишу теперь. Многие вряд ли прочтут. Ну, а если прочтёте, дорогие мои люди, то знайте, что ни одного вашего доброго слова, доброго взгляда, доброго поступка я не забыл--я их ношу в своём сердце.
Первая дата: 100 дней на маршруте
Оказывается, самым дотошным болельщиком стал наш старый друг, участник плавания до Санкт-Петербурга, и прежних плаваний на "Русиче", казахстанский путешественник Павел Болдорев. Он буквально по дням следил за нынешним маршрутом "Пилигрима" и неожиданно для всех прислал шикарные поздравления: "100 дней в плавании! Ура!" Вот тебе и раз, а мы сами в бортжурнале пропустили такую красивую цифру! Спасибо, Паша! "100 дней назад на судоверфи "Полярный Одиссей" в городе Петрозаводске было положено начало грандиозному проекту--путешествию поморской лодьи "Пилигрим" вокруг Света. Не мог я пропустить сего события. Душой и мыслями всегда с вами, братья, даже если физически не всегда выходит!!! Семь футов под килем!!! Жду, когда звёзды сойдутся, и я вас обниму!"
Дорогой Паша! Мои размышления и ответ в ночи ниже, сам дивлюсь, что мы вообще вышли в этом году...
Комментарии капитана Сергея Синельника:
...всего, кажется, 100 дней, а сколько разных событий произошло за это время, как будто год уже прошёл с тех пор. Тогда, в конце июля, решался вопрос, вообще, выходить в путь или подождать до мая 2018-го, ведь лодья имела и имеет много ещё недоделок внутри и снаружи, также недостаёт и кое какого снаряжения: по-прежнему нужен балласт--свинец, хотя бы ещё тонну, а лучше полторы; нет и хорошей навигации (нужен GPS картплоттер с электронными картами), нужен AIS--без него в тумане опасно!, нет спасательного буя EPIRB, страховки и т. д.