К лучшему российскому хай-дайверу, чемпиону мира среди профессионалов-2006 и победителю общего зачёта Мировой серии-2013, клиенту Агентства "Весь спорт" Артёму Сильченко после двух лет неудач вернулся настрой "на зубах бороться за каждый прыжок, за каждый балл". Об этом Артём Сильченко (на фото) рассказал специальному корреспонденту Агентства "Весь спорт" Екатерине Давыдовой. - Артём, как оцениваете завершившийся сезон? С одной стороны, вы стали только седьмым на Кубке мира и всего лишь восьмым в общем зачёте Мировой серии. С другой, выиграли один из девяти этапом Мировой серии в Италии. Что получилось, а что нет?
- В целом, сезон, конечно, не удался. Как и предыдущий. Было трудно, какое-то время преследовали травмы. Но в сезоне всё-таки была одна победа и она напомнила мне, что я могу побеждать, что продолжаю оставаться одним из лидирующих хай-дайверов на планете. Вообще, эти два последних неудачных года дали мне толчок для дальнейшего развития. Я понял, что нужно больше готовиться и тренироваться. К следующему сезону постараюсь качественно подготовить свой фирменный прыжок, который пока постоянно оттягивает меня от призовых мест.
- Это тот самый самый сложный прыжок в мировом хай-дайвинге?
- Да со стойки на руках, с двумя с половинами оборотами назад, двумя с половинами винтами и слепым сходом в воду. Коэффициент сложности у него 6,3. На этапе Мировой серии 2013 года в Дании я получил за прыжок 183,00 балла, четыре судьи поставили максимальные десятки . И до сих пор это мировой рекорд по максимальной оценке за один прыжок. Многие советуют не исполнять мне этот прыжок и тогда я почти гарантированно буду в тройке призёров на всех стартах. Но если я его наработаю смогу снова побеждать, быть среди равных первым, а не вторым, третьим или четвёртым. Этим и планирую заняться.
- Вы сказали: Понял, что нужно больше готовиться и тренироваться . Неужели совсем бездельничали?
- Подготовка это и тренажёрный зал, и гимнастический зал, и батут, и бассейн... Всё это необходимо. Но я убеждён, что для достижения наивысшего результата пловцам нужно плавать, бегунам бегать, а хай-дайверам прыгать. Причем, прыгать с 27 м, а не со стандартной 10-метровой вышки в бассейне. Так качественную программу не соберёшь. Но до этого года в России не было ни одной базы, ни одной вышки для хай-дайвинга. А научиться прыгать хай-дайв, не имея его под собой невозможно.
- Сейчас с базой для хай-дайвинга что-то изменилось?
- Меняется. Летом этого года в Ялте группа энтузиастов во главе с Анри Кануновым открыла базу хай-дайвинга. Это огромный шаг для развития хай-дайва в России! Надеюсь, начиная с весны 2017 года, я смогу там полноценно тренироваться. Я выступаю в качестве консультанта и первоиспытателя ялтинской базы. С ней связано очень много планов на будущее, но пока озвучивать их не буду.
- Какие планы и задачи на следующий сезон?
- Контуры сезона уже более или менее понятны. Главный старт сезона июльский чемпионат мира по водным видам спорта в Будапеште (Венгрия). Право выступить там получат 18 лучших хай-дайверов по результатам Кубка мира. Он состоится в апреле в Абу-Даби (ОАЭ). А вот Мировая серия будет состоять всего из шести этапов. Я, кстати, впервые в карьере не отобрался в число 10-и гарантированных участников Мировой серии следующего сезона (улыбается).
- Как так получилось?
- В Мировую серию отбираются по сложному комбинированному рейтингу, в котором учитываются результаты завершившейся Мировой серии, Кубка Средиземного моря и Кубка мира. Я в этом году Мировую серию закончил восьмым, восьмым же был на Кубке Средиземного моря, а на Кубке мира занял седьмое место. Но в комбинированном рейтинге оказался только 11-м. Я не дёргался, был уверен, что на последнем этапе Мировой серии в Абу-Даби обойду двух ребят поляка и англичанина и окажусь в десятке . Но поляк оказался хорошим математиком и в Эмираты просто не приехал. А англичанин на разминке заблудился , ударился и не выступил по медицинским показаниям. У меня просто не оказалось соперников, которых нужно обыгрывать.
- И где вы теперь будете выступать?
- В Мировой серии (смеётся). Мне уже предоставили персональное приглашение на первые четыре этапа. Выступление на двух заключительных этапах будет зависеть от результатов, которые я покажу. Но я уверен, что всё будет нормально. В предыдущие два года я потерял мотивацию, забыл, как это на зубах бороться за каждый прыжок, за каждый балл. В следующем году придётся вспомнить. Надеюсь, мои зубы опять вырастут, и я смогу выступать, как в 2013 году, когда был очень хорош и победил в общем зачёте Мировой серии.
- Почему потеряли мотивацию? Почему затупились зубы?
- Я выиграл всё, что на тот момент было в хай-дайвинге. К сожалению, я осознал, что лучше меня нет никого во всём мире. Спортсмену вообще очень сложно сохранять мотивацию из года в год. А я ещё отдал себя эмоционально настолько, что ничего не осталось. Единственный раз меня снова захватило и заворожило после 2013 года на чемпионате мира по водным видам спорта в Казани. Там я снова дрался за каждый балл и завоевал бронзу. Сейчас этот настрой вернулся!
- В 2017 году состоится уже третий чемпионат мира по водным видам спорта, в программу которого включён хай-дайвинг. Насколько это важно для вас?
- Чтобы способствовать этому, я несколько лет назад я прекратил выступать в различных шоу и вернулся в Россию. Здорово, что хай-дайвинг включили в программу водного чемпионата мира, стали каждый год организовывать для нас Кубок мира. Но мы всё-таки ждём и надеемся, что хай-дайвинг войдёт в программу Олимпийских игр. Идеально, конечно, 2020 года. Сейчас ещё выступаем мы, человек 12 ребят и девчонок, которые сделали хай-дайвинг спортом. И я считаю, что первые олимпийские медали должны достаться одному из нас. Тем более, что прыжки, которые мы выполняем, ближайшие лет 20 уже никто не усложнит. Мы сейчас прыгаем на грани невозможного.
- А что такое хай-дайвинг в России сегодня? Это энтузиазм нескольких человек или всё-таки системное развитие?
- Я очень хочу, чтобы хай-дайвинг в России стал спортом, который развивается системно. Сейчас нельзя сказать, что у нас есть школа, база, педагоги. Всего несколько человек, которые понимают смысл хай-дайвинга. Это не просто спорт, это состояние души. В любом виде спорта есть задача и её решение, но в хай-дайве так не получается. Необходим полёт души. Тренер может подвести человека к прыжку, но именно на прыжок человек должен решиться сам. Если ты сам не захочешь этого, никогда не станешь прыгуном мирового класса.
- Какой вы видите свою роль в развитии хай-дайвинга в России?
- Вопрос очень непростой. Могу без ложной скромности сказать, что я один из пяти-шести ребят в мире, кто сделал хай-дайвинг таким, каким он является сейчас. Мы придумывали новые прыжки, шли путём проб и ошибок. Поэтому я смогу уберечь молодых спортсменов, которые через некоторое время заменят меня, от ошибок. Я знаю все тонкости хай-дайвинга лучше всех в стране. Это моя мечта поднять свой вид спорта. У нас очень много талантливых прыгунов. Я не взял всё, что хотел, но технически и морально я сильный прыгун. В своё время попал к человеку, который научил меня понимать хай-дайв это Олег Вышиванов. И знаю, что уже смогу объяснить это сам.
- Можно сказать, что вы сейчас находитесь в переходном состоянии: от спортсмена к тренеру и организатору?
- Нет-нет, наставник и организатор на втором плане. Я спортсмен. Не собираюсь, даже не думаю ставить точку в карьере. Прежде, чем уйти, я хочу хлопнуть дверью да так, чтобы все надолго запомнили, что я один из сильнейших прыгунов планеты. Хочу ещё раз обыграть всех в общем зачёте Мировой серии и на чемпионате мира. А ещё лучше на Олимпийских играх. После такой победы, возможно, и задумаюсь о завершении карьеры.