Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Внимание! Есть варианты! Продолжаем экспедицию "Кон-Тики-2"

Новости : Путешествия

Оглавление новостей | На главную страницу портала
Спецкор.  06.03.2016 20:30Послать новость другуВерсия для печатипросмотров: 3368




60 суток в океане: экспедиция "Кон-Тики-2" на грани выживания! Мнение независимого эксперта, историка Андрея Клинникова, специалиста по изучению быта древних цивилизаций, о проходящем в настоящее время в Тихом океане плавании двух бальсовых плотов международной экспедиции "Кон-Тики-2" однозначно: только чудо может помочь этим путешественникам достичь земли--континента Южной Америки! Эксперт подверг тщательному разбору практически все имеющиеся в открытом доступе данные о подготовке и ходе данного проекта, это позволяет ему сделать некоторые осторожные прогнозы в отношении финиша плавания.

Аналитический обзор

НЕОБХОДИМОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Международная экспедиция "Кон-Тики-2"--это серьёзный историко-технический эксперимент
, смелая инициатива опытного норвежского путешественника Торгейра Хиграффа. Несомненный факт, что вдохновение, которое движет его и четырнадцать его спутников (не считая, конечно, помощников берегового штаба сопровождения) в столь ответственном и опасном предприятии, имеет корнями ещё более отчаянный шаг: первую экспедицию на бальсовом плоту, реконструкции судов древних инков, легендарного Тура Хейердала в 1947 году. То был поистине исторический шаг, ещё и в непростые годы после едва завершившейся страшной Второй Мировой войны, шаг открывший новую эру интереса и внимания не только к научной теме заселения островов Полинезии, но и для послевоенных поколений--новое направление, новый вид путешествий, мореплаваний: на плотах, который очевидно волнует, и будет волновать всегда, молодёжь, искателей приключений и риска. Потому не было недостатка в кандидатах при отборе в 2015 году, и счастливчики не просто становились участниками плаваний (первого: от Перу до острова Пасхи, и второго, идущего: в плане от острова Пасхи до континента Южной Америки, Чили), а и жертвовали своими денежными средствами, техникой и аппаратурой, рабочим временем, своим здоровьем, наконец, лишь бы быть на заветном плоту того самого "Кон-Тики"--юношеской мечты миллионов мальчишек и девчонок, читателей книг Тура Хейердала в течение уже более 60 лет. Этот проект очевидно не мог пройти без участия российских путешественников, и потому образ замечательного учёного и телевизионного ведущего Юрия Сенкевича--друга и соратника Тура Хейердала в другом историческом плавании, на "Ра-2"--стал ещё одним вдохновляющим примером отправиться ныне в рискованный поход через Тихий океан.

И вот позади 60 суток этого, без сомнения, уникального плавания бальсовых плотов "Кон-Тики-2" после старта 06 января 2016 г. с острова Пасхи, и плавание продолжается--но сложившаяся к настоящему моменту ситуация настоятельно требует внимательного разбора и активного участия, без преувеличения, международного сообщества, ведь в составах экипажей идут граждане пяти стран: Норвегии, Швеции, Новой Зеландии, Перу и России.

КУДА ИСЧЕЗ ОПЫТ ДРЕВНИХ ИНКОВ?
Историки, занимающиеся проблематикой заселения островов Полинезии
, только условно, для обывательского, так сказать, интереса, как бы, разделяются на тех, кто верит в теорию Тура Хейердала о преимущественном заселении со стороны континента Южной Америки и кто не верит в оную, а придерживается теорий освоения гигантской Полинезии со стороны Юго-Восточной Азии. На самом деле, учёным, историкам, нужны чёткие, строгие научные данные, результаты точных исследований, а не разделение на основе "верим-не верим" той или иной теории. Конечно, есть личные пристрастия и симпатии, но это всё не в счёт. И, как раз, строгих, чётких научных исследований в этом историческом направлении не хватает, как говорится, есть простор для поисков. А в нашем случае реально следующее: внесёт ли нынешняя Международная экспедиция "Кон-Тики-2" свой хотя бы минимальный вклад в историческую науку или останется только ярким примером современных экстремальных плаваний на реконструкции древнего судна!?

Общий взгляд на данную проблематику таков: в целом нет сомнений, что древние инки, и предшествующие им цивилизации: моче, уари, наска и другие--люди каменного века и бронзы начала новой эры--на своих судах, плотах из бальсы, плавали по Тихому океану на далёкие расстояния. Археологические и исторические источники показывают однозначно наличие в цивилизациях тех времён развитой технологии строительства плотов больших размеров, очевидно предназначенных для океанских переходов и менее всего для какой иной цели, типа прибрежной рыбалки, отдыха или транспортировки грузов от одной точки побережья до другой.

Точно повторить древнюю конструкцию плота сейчас невозможно: утрачены, канули в веках, основополагающие принципы технологических решений без применения металла--эпохи каменного века или ранней бронзы. Потому ценность современной экспедиции "Кон-Тики-2"--это постановка, в результате реального практического эксперимента, вопросов к древним инкам: как они решали те или иные технические задачи в строительстве, конструкции бальсовых плотов, навигации и управления ими в плавании, организации быта на борту, обеспечения безопасности, решения тактических и стратегических задач океанских плаваний, как накапливался, сохранялся и развивался опыт--теория и практика этого сложного дела.

Постановка, а фактически, получение таких вопросов--это само собой разумеющаяся вещь, которая логически вытекает из рассмотрения различных аспектов нынешнего плавания плотов "Кон-Тики-2": участники экспедиции постоянно их фиксируют, задача только собрать их воедино.
Говоря проще, путешественники спрашивают себя: а как это было у древних инков, а как они делали то то и то то во время плавания без железа (а кто-то утверждает, что и без колеса)?, и получаются интереснейшие выводы! Именно с такой точки зрения и анализируем в данной статье нынешний поход по Тихому океану плотов "Тупак Япанкн" и "Рахити Танэ" экспедиции "Кон-Тики-2". В путь!

ГДЕ ПОТЕРЯЛИСЬ 1500 МИЛЬ?

Стартовый участок плавания после оставления 06 января 2016 острова Пасхи
был полнейшей неожиданностью для болельщиков, для наблюдателей проекта, и уж тем более, для профессионалов: зачем плоты  рванули  вокруг острова, огибать его с севера, когда генеральный курс для них юго-восток?! Ответ, как мне видится, тут один: сработал психологический феномен "красивого старта, эффектного ухода, эдакая лихость, по сути, мальчишество--"ух! щас покажу!" Этот непонятный залихватский завиток маршрута обернулся колоссальной потерей месяца (!) времени и 1500 (!) абсолютно бесполезных миль в океане. Конечно, капитаны плотов--молодые горячие норвежские парень и девушка, которым нет ещё и 30-ти, но неужели не было холодных рассудительных взрослых опытных партнёров рядом, чтобы охладить их мальчишеский пыл?

Вместо необходимых трёх-четырёх дней дрейфа после старта и передвижения далее по генеральному курсу началось безосновательное накопление усталости экипажей и расходование ресурсов, и никакое объяснение типа экипажам надо было сработаться, людям притереться друг к другу тут не годится. Так реальные сроки экспедиции, то есть, достижения Южной Америки, сразу переместились на месяц вперёд, всё сдвинулось безжалостно и бесповоротно: логичным было бы вернуться после завитка обратно на остров Пасхи, дозаправиться и уйти заново, но это не в стиле современных экстремальных походов, это за гранью амбиций, и на грани суеверий.

Стартовый участок стал для команды "Кон-Тики-2" первым испытанием на терпение, самое элементарное терпение--и они его не выдержали: вместо этого был какой-то лихорадочный уход на запад от острова и гонка с самими собой. Вот уж чего точно не было у древних мореплавателей--так это суетливости, спешки, амбициозности, рекордности. Да была религиозная, а точнее, мистическая основа процесса подготовки и выхода в океан, но тех стрессовых психологических проблем, которые характерны для современного человека: гнать, бежать, спешить! и т.д., очевидно у наших предков не было--и терпеливый дрейф на любой срок был нормальным состоянием для древних мореплавателей.

Участники нынешнего проекта "Кон-Тики-2" много раз потом, после стартового "прокола", ложились в дрейф и нормально его переносили--почему же тогда, при отрыве от острова Пасхи, и фактически--в самый ответственный, наиважнейший момент плавания!--не решили элементарную задачу, а понеслись накапливать 1500 пустых, ненужных, тупиковых, а теперь, как выясняется, и фатально ошибочных миль?! Кто-то из наблюдателей в прессе сказал, что в это время (на старте!) ещё не сформировалось коллективного мышления в команде путешественников, но это лишь отчасти верно; отчасти, потому что и далее, в течение следующих 65 суток плавания, экипажи что-то не демонстрировали это самое коллективное мышление, хотя оно уже должно было появиться за такой приличный срок.

Отмечу, что это коллективное мышление остро понадобится вот сейчас, когда экспедиция оказалась на грани выживания, и решения сегодняшних дней поистине являются судьбоносными для проекта: посмотрим - как экипажи плотов "Кон-Тики-2" справятся с новой сложнейшей задачей!

Поможем ли мы путешественникам своими мнениями и анализом, типа вот этого моего? Не знаю: из океана всё видится совсем по-иному, чем из тёплого кабинета на Большой Земле.

ЭКСПЕРИМЕНТ РАДИ ЭКСПЕРИМЕНТА

У оргкомитета экспедиции "Кон-Тики-2", кажется, достаточно опыта для проведения сложных морских проектов
. Сам инициатор его норвежский путешественник Торгейр Хиграфф провёл в 2006 году свой первый плот "Тангароа" по Тихому океану, за 85 суток успешно достигнув островов Полинезии в архипелаге Туамоту. Затем был первый этап плавания "Кон-Тики-2" от Кальяо (Перу)
до острова Пасхи в ноябре-декабре 2015 года. И казалось бы, уж более чем достаточно пройденных на плотах морских миль, чтобы самый ответственный участок: возвращение на континент в восточном направлении, подготовить и провести блестяще. Тем более удивляет более чем странный факт, что этот ответственный, рискованный, маршрут становится чистейшим экспериментом ради эксперимента.

Чего стоит хотя бы абсолютная вегетарианская кухня на плотах "Кон-Тики-2"--зачем она в таких жесточайших условиях, когда не время пересматривать свои пищевые привычки мясоедам. Ну, есть в экипаже один упорный вегетарианец, есть один аллергик, но зачем же экспериментировать над всеми остальными, тем более, что подавляющее большинство путешественников "Кон-Тики-2"--это люди северных климатических зон Земли: норвеги, швед, русские, для которых животные жиры и белки в пище--нормальное состояние. Очевидно была надежда на пойманную рыбу, и как сообщают с плотов ребята, у них на бортах целая коллекция крючков, блёсен, лески и спиннингов - спасибо спонсору "Веrklеу". Но океанская рыбалка специфична сама по себе, ассортимент видов рыб не то что в нашей родной Волге--мизерный, да и район, в котором идут плоты по Тихому океану, отнюдь не "рыбный" как таковой. Разница в составах экипажей не в пользу успешной рыбалки одного из них: чисто мужская команда плота "Тупак Япанки" очевидно выиграет по добыче перед смешанным составом "Рахити Танэ", в котором только двое рыбачат: врач Сергей Гольцов и кинооператор Евгений Штиль.

Известно, что рыба не заменит полностью потребности организма в животных жирах и белках, и количество её в рационе должно быть существенно больше для максимально возможного полноценного питания активного человека. Но первую рыбу на плоту "Рахити Танэ" удалось выловить вообще лишь через 36 суток после старта, то была крупная дорада в 12 кг - и после того случая пока единственная в арсенале этого экипажа, и самого рыболова Сергея Гольцова! Конечно, при приближении к "Ревущим Сороковым", и в самих этих широтах, рыбы должно быть побольше, и во втором месяце хода по океану удавалось ловить две-три рыбины в неделю, но это были теперь только макрели и бонито--рыбы красивые, сильные, спортивные, вкусные, но недостаточно жирные. Один раз через 55 суток после старта экипаж "Тупак Япанки" взял двух тунцов, а потом и вообще запасся рыбой на неделю, как говорят, вдруг повалило! И всё!

Гарантированно дополнить экспериментальный вегетарианский рацион достаточным количеством рыбы не удалось до сих пор, и вряд ли теперь удастся вперёд, а до финиша на твёрдой земле всё те же 1700 миль, те же 50 суток хода.

Далее. Удивительным стал эксперимент, который ввели на плотах их капитаны Сигна Мелинг (ж.) и Ола Боргфьорд (м.), по делению вахтенных часов по схеме 12-16-20-24-04-08, по четыре часа на двух членов экипажа. То ли их так выучили в мореходке в Норвегии, то ли это их личная инициатива--мне выяснить не удалось!--но мировой опыт мореплаваний показывает другое, и деление суток на вахты вовсе не незыблемый закон природы! Преимущества сверхтихоходного судна--жить по местному времени, и минимально менять береговые привычки и стили людей: зачем же поднимать на вахту в 04-00 часа ночи! К чему такая нечеловеческая нагрузка? Не прислушались молодые капитаны к рекомендациям и врача экспедиции, да и его самого поднимают в 04 часа ночи. Такое деление суток возможно для быстроходных судов, в которых живут по Гринвичу, там люди встают на следующий день уже, фактически, в новом часовом поясе, там биологические ритмы в организме формируются совершенно по-другому, а на плотах "Кон-Тики-2" чёткое местное время, и "жаворонки" без стресса спокойно бы вставали в 06 утра, а "совы" были бы активны с 02 ночи до 06 утра.

К тому же, не было бы той физиологической дисгармонии, когда уставшим вахтенным надо завтракать и ложиться спать строго на рассвете--в 08-00 утра, и на закате--в 20-00 часов вечера--и пропускать, таким образом, и восход и закат солнца, да ещё и ужинать во время вахты! Зачем этот стресс устроен на плотах "Кон-Тики-2"--ответа вряд ли мы получим! Это эксперимент ради эксперимента, по сути, какое-то просто упрямство, и всё тут!

Экспериментом стали и временные замены некоторых участников плавания, переходы с одного плота на другой. На один-два дня это возможно и полезно: так, менялись кинооператоры местами: Эрлэн Коппиргард (Норвегия) и Евгений Штиль (Москва, Россия), чтобы поснимать жизнь другого плота своей камерой; переходил на другой плот врач Сергей Гольцов (Тюменская область России) для медицинской инспекции санитарно-гигиенического состояния и осмотра людей; перешёл и научный руководитель проекта доктор Педро Де Ла Торре (Норвегия) для отладки электросистемы и связного оборудования.
Но диву даёшься: вот уже 25 суток (!) последние замены не могут вернуть обратно! Что это?--ведь за этот период не раз вполне были подходящими погодные, ветровые условия и волнение для встречи и возврата, но нет!--люди в чужих условиях мало того что находятся в условиях дискомфорта, а и не дорабатывают по своей профессии: кинооператор Э. Коппиргард остался уже без карт памяти для съёмок, ведь он не планировал на 25 суток уходить на другой плот!, а научный работник Педро Де Ла Торре вынужденно забросил свою плавучую лабораторию на плоту "Рахити Танэ": всё встало, замерло, образцы и приборы так и болтаются под плотом--он тоже не планировал почти на месяц уходить на другой плот, его научная программа требует постоянного, круглосуточного (!) напряжения и контроля.

Зачем такой эксперимент с людьми затеян в этой, и без того сложной, экспедиции--посреди океана, в жёстких бытовых условиях на грани выживания? Кто ответит?

Далее: все современные экстремальные экспедиции формируют свой состав на основе дружеских или родственных (проверенных) отношений между людьми, ведь, в большинстве своём, у них нет возможностей профессионального психологического анализа при отборе людей и составлении будущего замкнутого тесного коллектива, как это делается, например, у космонавтов при формировании экипажей долговременных экспедиций на Международную Космическую станцию (МКС). Но ещё до старта проекта "Кон-Тики-2" было вполне реальное предложение из России, из Москвы, от Государственного университета физической культуры, спорта и туризма (ГЦОЛИФК): зав. кафедрой психологии этого главного спортивного ВУЗа страны, доктор наук, профессор Юрий Байковский предлагал провести на их базе максимально возможное исследование вопросов совместимости всех соискателей мест в экипажах плотов--очевидно результаты были бы более успешными, чем сейчас, составы были бы более работоспособными и лёгкими, чем сейчас, но норвежская сторона отказалась от такого лестного, самого по себе, плодотворного сотрудничества. Сейчас же осуществляется вариант "хорошая мина при плохой игре", когда с бортов плотов не сообщается абсолютно ничего о психологических проблемах в этих замкнутых коллективах--это было бы ещё ничего!, если бы не те грубые ошибки в подготовке экспедиции, в тактике её хода--уже говорилось: вегетарианский эксперимент, фатальная ошибка на старте с обходом острова Пасхи, времена вахт, замены, "петли" маршрутной нитки, другое - всё это следствия раскоординированного коллектива. О других проблемах мы на Большой Земле можем только косвенно догадываться: межъязыковые проблемы общения, межполовые, межвозрастные, творческие и проблемы разности менталитетов--если путешественники о них не сообщают, то это не значит, что в командах плотов их нет.

Раз уж мы вспоминаем древних инков и их плавания по тому же маршруту, по которому сейчас пытаются пройти плоты "Кон-Тики-2", то заметим, что большинство современных межчеловеческих проблем древним людям были неведомы. К примеру, психологическая совместимость решалась проще - чужих, если можно так сказать, участников в составах тех пра-экипажей не было: людей сцепляло родство, единство верований, единый язык, жёсткая иерархия, культ силы в отношении рабства и наёмничества, локальность культуры, отсутствие аутизма. Как ни странно, но скрепляющим фактором в древних долговременных и дальних походах было и отсутствие связи (в нашем понимании) с Большой Землёй, с оставшимися там родственниками, друзьями, партнёрами - так современные средства и системы связи, при первой кажущейся прогрессивности, на самом деле, оказывают вовсе не однозначно полезное воздействие на самих путешественников: они не скрепляют замкнутый коллектив в процессе совместной жизни и деятельности. Эта проблематика широко изучается сейчас, но пока не успевает за скоростью изменений отношений и явлений в человеческом сообществе.

НАУКА И ЭКСТРИМ

Сам факт того, что в экспедиции "Кон-Тики-2" запущена реальная научная программа
исследований океана и атмосферы--это уникальное явление!

Известно, что большинство знаменитых опытных путешественников с мировыми именами весьма скептически относятся к возможной научной нагрузке их экспедиций, хотя в своих Пи-Ар-программах объявляют об этом и звучит оно очень красиво. Но реально выполнить регулярные серьёзные точные измерения, а тем более, провести на экстремальном, читай, опасном маршруте какой-либо научный эксперимент--это колоссальная дополнительная нагрузка для участников, это повышение опасности, это новые риски в экспедиционной жизнедеятельности. Вспомните историю российского мира выдающихся путешествий: полярные походы Дмитрия Шпаро, Владимира Чукова, Фёдора Конюхова, морские походы последнего, также кругосветные плавания Николая Литау--там были только какие-то намётки на слово наука, но без надежды получить что-либо серьёзное с маршрута! Заслуженный мастер спорта, Почётный полярник России Владимир Чуков достаточно жёстко отвечал на вопросы о научной загрузке своих экспедиций: "главное--обеспечить надёжность движения на маршруте и сохранение жизни и здоровья людей, а потом--если останется, если получится--будет наука . Весьма важным аргументом является мнение, что более важна творческая, художественная составляющая экстремальных экспедиций, и менее--научная.

Весьма отрицательным фактором для занятия наукой на экстремальных маршрутах для российских путешественников является порочная система финансирования исследований в России, когда какой-либо научный институт, даже будучи заинтересованным в получении результатов с натурных экспедиционных маршрутов, при всём его желании, не имеет права выделить ни копейки участникам самой экспедиции, чтобы помочь им и стимулировать их интерес к такой серьёзной дополнительной нагрузке, как научные измерения в их походах.
В отличие от этой непродуктивной российской ситуации, как мне удалось частично выяснить, для экспедиции "Кон-Тики-2" норвежская сторона смогла найти варианты финансирования со стороны научных учреждений: так национальный Университет науки и технологии и Норвежский институт исследований вод (NIVA) превратили плот "Рахити Танэ" в реальную плавучую океанологическую лабораторию. Конечно, это стало возможным из-за наличия в проекте и главного заводилы этого дела--доктора Педро Де Ла Торре, который буквально кипит постоянной, чуть не круглосуточной, исследовательской деятельностью (хотя и его ограничили сейчас в результате необдуманных замен--читай выше!). Но весьма впечатляющими стали глубоководные погружения измерительных зондов--на 2450 и 2832 метра (сми рассказывали об этих событиях!)--и это с борта грубого древнего бальсового плота, абсолютно неприспособленного к такой серьёзной работе: только настоящий энтузиазм и горение за науку подвигли и научного руководителя и его друзей на столь тяжёлую коллективную работу. И второе: эти научные измерения, трудные, но небесполезные, усилия стали реальным скрепляющим фактором для существования замкнутого коллектива экипажа плота "Рахити Танэ". Так в реальности тяжёлые, но плодотворные, совместные работы не отнимают силы в, казалось бы, и без того сложном походе, а придают дополнительные.

ЕСЛИ ЭТОГО НИКТО НЕ УВИДИТ--ЗНАЧИТ ЭТОГО НЕ БЫЛО ВОВСЕ!

Современность обеспечивает наблюдателю чуть не живое пребывание на экстремальном маршруте вместе с путешественниками
. Когда-то закрытые от какого-либо слежения дальние экспедиции сейчас буквально "открыты для подглядывания" чуть не в on-line-режиме (к тому всё идёт), куда бы они не отправились, и, в подавляющем большинстве случаев, сами участники экстремальных походов делают всё, чтобы зрители на Большой Земле (не считая родных и близких) становились почти соучастниками похода!

Сложился также некий усреднённый общественный взгляд на любое событие, что его  достойность, значимость, и даже интересность (простите за такой термин) возможны только при его широкой подаче в средствах массовой информации и в интернете!  И более того, сейчас формируется ещё более жёсткий (если не сказать, безжалостный) общественный взгляд, что если какое-то событие не показали, не осветили в сми и в интернете, то значит, его вовсе не было!

По этому поводу давно уже ходит шутка (пока ещё!), что следующие большие, общемировые события, типа Олимпиад, например, вовсе не нужно проводить, достаточно их нарисовать в компьютере и выдать в мировой эфир. И никто не усомнится, что этой олимпиады не было, и будут победители её хвастаться наградами и получать звания! Это следующее развитие общественного ожесточения. И не нужно будет никуда плавать и ходить в экстремальные экспедиции--сиди дома и рисуй в компьютере свой поход как тебе заблагорассудится!

Это всё, конечно, вскоре будет, но пока подтвердим как несомненное, что международная экспедиция "Кон-Тики-2" происходит на самом деле, и по Тихому океану, в его "Ревущих Сороковых" широтах, действительно идут и управляются два бальсовых плота, построенные по древним рисункам цивилизации инков. И Пи-Ар-программа, и фото- и киносъёмка в ней, конечно же, ведутся в плавании с максимально возможной интенсивностью для on-line-освещения и для будущих фильмов. Для съёмок в составах обоих экипажей работают профессиональные кинематографисты--это норвежский кинооператор Эрлэн Коппиргард и русский Евгений Штиль. Сообщалось, что они даже менялись по ходу движения, чтобы снять жизнь другого плота в своём ключе. Всё бы это было хорошо, но вот что удалось выяснить. Организаторы проекта обещали снабдить кинооператоров казённым, так сказать, съёмочным оборудованием, но не выполнили это обещание в должном объёме, и в итоге операторы отправились в плавание со своей фотокинотехникой, за которую никакой компенсации, в случае повреждения, утраты, поломки, не полагается! И получилась парадоксальная ситуация: на плоту "Тупак Япанки" была казённая, как говорится, кинокамера, в дополнение к личной--ею пользовался норвежец Эрлэн Коппиргард, а на втором плоту, на "Рахити Танэ", таковой не было: в итоге почти вся нагрузка легла на собственное оборудование врача экспедиции Сергея Гольцова, и только его личное доброе расположение позволило воспользоваться его кинотехникой. А если бы он не разрешил брать свою технику для, в общем-то, рискованных, съёмок в присутствии морской воды, опасности уронить в море, на палубу в условиях сильной качки--что тогда? Тогда бы весь фильм с плота "Рахити Танэ" был снят на камеры GoPro--тоже вариант!

А в целом это серьёзный недостаток планирования и организации столь сложного, ответственного и красивого проекта, что в нём киносъёмки полагаются только на личное благорасположение участников, читай, их личное спонсорство. Возможно ли таким образом снять мощный товарный (продаваемый) документальный фильм? Нет, конечно! Опять эксперимент ради эксперимента.

Столь же серьёзный недостаток в техническом оснащении Пи-Ар-программы плавания "Кон-Тики-2" существует в отношении спутниковой связи: только один плот--опять же, "Тупак Япанки", имеет мощную панель, позволяющую передавать большие объёмы информации, а второй плот крайне ограничен по связи: медленный "черепаший" интернет в виде только лишь передачи электронных сообщений с крохотной фотографией. И как удалось узнать, опять же, вся система связи основана только на "айпад-" и "айфон"-платформах--непонятно, почему?--и наличие/отсутствие таковых модных телефонов препятствует работе со сми. Первое объяснение понятно: на плоту руководителя экспедиции стоит мощная система связи для управления всем процессом--это логично, но зато на втором плоту собралась группа активно пишущих блоггеров, среди которых тюменский врач Сергей Гольцов абсолютно лидирует в интернете, и корреспондент информационного агентства "Регнум" Евгений Штиль, кроме статей, также передаёт радиорепортажи для почти сотни ФМ-радиостанций России. И вот вся эта компания блоггеров/корреспондентов, как всегда, почти одновременно садится на слабенький канал связи своего плота--оцените затраты труда и времени: одна фотография более-менее приличного размера со статьёй в 2000 знаков передаётся час-полтора! К тому же система "Иридиум" ещё и сжимает--ухудшает--качество передаваемых фотографий, ограничивает их размер. Корреспондент Евгений Штиль сообщает, что приходится передавать фотографии и радиорепортажи ночью в надежде, что канал чуть-чуть освобождается--кто-то ложится спать.

Поистине, экстремальная экспедиция: "ради нескольких строчек в газете!.."

ЧТО ОСТАЛОСЬ В ЗАКРОМАХ ИЛИ ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

И наконец, главное!
Весь этот аналитический разбор оказывается преамбулой, если посмотреть в закрома, так сказать, плотов "Кон-Тики-2", а там весьма негусто. На старте сообщалось, что экспедиция имеет автономность по воде/еде и газу в 10 недель, что ж, осталось две недели от того запаса!--а до земли ещё 1700 миль или 50 суток хода. И все эти проблемы спутниковой связи, кино-фото-съёмки, научной и пи-ар-программы, психологии межличностных отношений и прочее меркнут, или наоборот, выявляются острее--как повернуть!--на фоне одного, главного, неопровержимого факта: экспедиция "Кон-Тики-2" на грани выживания! Уже без кавычек и шуток!

Конечно, пересчёт и экономия пресной воды и припасов дадут ещё пару недель автономии, но не больше--это 15 суток, а требуется до континента Южной Америки что-то пить и есть в течение 50 суток! (Если, конечно, оргкомитет и руководство проектом не блефуют, не играют "жареной" информацией на пи-ар-рынке о скромных припасах--и такое, к несчастью, может быть!--хотя блоггеры с бортов плотов сообщают об экономии постоянно!).

Вряд ли болельщики, друзья наших путешественников, зачитываясь сообщениями, слушая радиопередачи с маршрута, задумываются и подсчитывают оставшиеся ещё на плотах припасы? Но уже подтверждена информация, что в командах введён режим жёсткой экономии пресной воды и еды, дополнительные пересчёты подтверждают остаток максимум на три недели! И что после? Ловить рыбу, выжимать из неё капли влаги и сидеть только на ней, как знаменитый Ален Бомбар в его эксперименте "За бортом--по своей воле!"--не выход, не решение! А сжиженный газ, на котором наши мореходы готовят горячее, с ним как быть: костёр на плоту, как это делали древние инки на своих плотах, развести не получится--и этот секрет людей каменного века утерян в веках.

Очевидно руководитель проекта норвежский путешественник Торгейр Хиграфф озабочен ситуацией и разрабатывает какие-то варианты решения проблемы. Рассмотрим и мы здесь некоторые положения и осмелимся сделать прогнозы: первое, и само собой разумеющееся--нельзя доводить дело до спасательной операции, до сигнала SOS, потому как тогда спасать будут только людей, а плоты со всем их оборудованием и снаряжением будут потеряны. Потеря плотов--это настоящая трагедия--эти уникальные суда достойны стоять в музеях, любая страна мира с удовольствием откроет такой музей, я знаю, что и в России есть интерес к плотам "Кон-Тики-2". Поднять же плот в океане на борт проходящего судна--это практически неисполнимая операция: не каждое судно имеет кран-балку на 30 тонн груза, но даже если и подойдёт такое судно, то не каждый капитан согласится на эдакий подвиг: нужны идеальные ветровые условия и минимальное волнение, чтобы такой подъём выполнить! Возможно, конечно, поднять плот на большой морской рыболовецкий траулер, но где ж его взять? Нет, не представляю себе этой грандиозной работы в "Ревущих Сороковых". В целом, спасение людей вместе с плотами--это почти нереальное дело!

Второе, тоже очевидное: до ближайшей земли (остров Пасхи) и до Южной Америки (континент) весьма разнятся расстояния--1000 и 1700 миль--и можно было бы рассматривать вариант вернуться?! Но, вижу, что возвращение на старт это столь колоссальный удар по самолюбию и амбициям организаторов проекта, что такой сценарий тоже невозможен! Да и возвращаться на остров Пасхи--это также месяц времени. Зато сохранятся плоты!..

Третье, более чем очевидное: скорее, это уже факт--до искомого финиша на побережье Чили в порту Вальпарайсо в таком состоянии плоты "Кон-Тики-2" не дойдут! Остаётся единственный вариант--дозаправка! и продолжение плавания до успешного финиша. Присмотримся, что тут возможно.

Дозаправка тоже вопрос щекотливый в смысле амбиций, самолюбия и рекордности проекта: было бы и проще и красивее исполнить столь сложный и опасный маршрут в 2000 миль по "Ревущим Сороковым" широтам Тихого океана в полной автономии, как это и планировалось. Очевидно, лидер проекта мучается этим, и его можно понять. Но тут от нас--от тех, кто остался на твёрдой земле--зависит показать и доказать, что дозаправка в данном уникальном проекте не имеет никакого принципиального значения для рекордной составляющей проекта! Думать только о ПиАр-программе, и считать, что она тут определяющая, негоже: болельщики, друзья, а тем более, профессионалы, поймут и оценят сложившуюся ситуацию как должное. Проект "Кон-Тики-2" с его исторической, технологической, научной, психологической подоплёками--это уникальное явление, без всяких скидок, достойное и внимания и уважения, и его крайне важно успешно завершить!

Мне, как историку, остаётся ещё раз подтвердить и повторить: нет сомнений, что древние инки, и предшествующие им южноамериканские цивилизации, на аналогичных плотах из бальсы бороздили просторы Тихого океана, осваивая острова Полинезии, и нет такого громкого разделения между учёными, категорически относящимися к тому или противоположному теоретическому взгляду--наука развивается, исследования идут и будут продолжаться. Экспедиция "Кон-Тики-2", вспоминая легендарного Тура Хейердала, поставила много новых интересных "вопросов к древним инкам", плюс к тому, проводит серьёзные исследования по океанологии, ведёт фото- и киносъёмку, сохраняет боеспособность своих экипажей как замкнутых тесных коллективов абсолютно разных людей, и тут без всякой оглядки можно заявить одно: мы ждём вас на берегу материковой Чили!

Как будет решена дозаправка--отдельный вопрос. Почему я в начале этой статьи сказал о международном статусе этого вопроса: в районе хода плотов "Кон-Тики-2" идут суда разных стран и любое из них может дозаправить экспедицию на ходу--в том числе, тут ходят и суда под российским флагом или с русскими в составах экипажей. Почему бы российскому судну не скорректировать курс и не подойти для дозаправки к плотам?! Вполне достойная задача и вполне выполнимая работа. С дозаправкой к плотам могут подойти и большие яхты, кто идёт сейчас в этих водах, или кто стоит в ближайших портах и может подойти! Дозаправить плоты могут даже подводные лодки!

Конечно, прерогатива в этом вопросе морякам Республики Чили, но предложения от судов других стран вполне могут прозвучать и быть инициированы. Что скажет руководитель проекта Торгейр Хиграфф, очевидно, он думает сейчас именно об этом, команды плотов помогут ему. Предлагаем российскую инициативу в этом деле, и ждём развития событий.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Дозаправка экспедиции "Кон-Тики-2"
вовсе не снимает напряжения с путешественников, идущих в океане, и с их родных и близких: 1700 миль--на данный момент--могут обернуться и ещё большим сроком, чем планируемые 50 суток! Команды не идут специально на рекорд продолжительности пребывания в океане на плоту!

Кроме того, в район хода, в "Ревущие Сороковые" широты, пришла осень, а это значит, что погода с каждым днём будет всё ухудшаться, ветер и волны будут становиться всё жёстче и опаснее, и достаточные запасы пресной воды и еды только косвенно помогут путешественникам: от них потребуется максимальное напряжение именно на этом, финишном, отрезке! Предыдущие 65 суток в океане стали лишь разминкой--так уж сложились события! забудем про все ошибки и упущения!--и плавание начинается только сейчас: на фоне колоссальной усталости людей и конструкций плотов, на фоне разрушений дерева и верёвок, потерь и износа аппаратуры. Они стартуют заново именно с момента дозаправки! И уж как психологически он будет тяжёл--этого ни описать, ни представить нельзя--его надо пережить!

И если к финишу, к искомой континентальной чилийской земле, на бортах плотов откажут все средства связи, и в сми, в радиоэфир и в Интернет перестанут идти статьи, сообщения, репортажи, то не надо думать, что экспедиции "Кон-Тики-2" уже нет!--они идут и мы ждём их на берегу.

УТОЧНЕНИЯ: К настоящему времени плоты достигли 96 градуса долготы и углубились в Ревущие Сороковые до 42 градуса--это обнадёживает, что движение на восток получит более константный характер. Но погода тут мягче уже не станет, и в любой момент выкинет любую штуку! А максимально точные позиции плотов "Кон-Тики-2" в on-line режиме смотрите на официальном сайте экспедиции.

Андрей Клинников
историк
специалист по изучению быта древних цивилизаций






Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2018
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Прицел оптический Swarovski Сваровски 2,5-10x42, Продам прицел оптический с быстросъёмной планкой в...
[Охота - охотничье оружие/Продажа]
Игорь, 14.10.18, 22:41
2. 
Комплект Снаряжения, 5000 "Маркер BT4-Combat + Колба ал.+регулятор, Gu...
[Пейнтбол/Продажа]
Александр, 13.10.18, 08:57
3. 
Высотомер, Продам высотомер ALTI-2. Прыгал с ним всего один с...
[Парашютизм/Продажа]
Данил, 12.10.18, 16:59
4. 
Продам маркер с фидером и баллоном, Продам маркер с фидером и баллоном. Комплект что н...
[Пейнтбол/Продажа]
Сергей, 10.10.18, 23:57
5. 
Маркер Invert mini le Storm, Пейнтбольный маркер invert mini le storm электронн...
[Пейнтбол/Продажа]
Иван, 10.10.18, 14:49

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 575


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Юношеский рейтинг скалолазов России.Старшие девушки. [10479], Скалолазание, Автор неизвестен, 18.04.01
2.  Экспедиция на массив Монте Канин [10467], Спелеология, Денис Провалов, 07.12.01
3.  Команда Приключений на Сьерро-Торре [9822], Альпинизм, Александр Ельков, 04.02.05
4.  Восхождение на в. Манаслу (8163м) 2009 [10993], Альпинизм, Сергей Богомолов, 13.04.09
5.  Путешествие к берегам Белого Моря. [10544], Сплав, Ириков Игорь, 12.09.07

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Кристина Обломова, статей: 1, просмотров: 10306
2.  Алексей Трубачёв, статей: 9, просмотров: 93472
3.  Георгий Карпенко, статей: 3, просмотров: 31783
4.  Олег Демьяненко, статей: 3, просмотров: 30357
5.  Болдырев Аресений, статей: 3, просмотров: 31932

1, 2, 3, 4, 5, 6