Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Как мы пытались пройти Карагемский прорыв.

Новости : Водный спорт

Оглавление новостей | На главную страницу портала
WhiteWater (info@whitewater.ru)  09.09.2002 07:57Послать новость другуВерсия для печатипросмотров: 5347




В план мероприятий по подготовке экспедиции на Брахмапутру входила постройка и испытания специального судна - плота. (см. lagoda.ru). Объем судна оценивается примерно в 17 м.куб., сухой вес - 350 кг. Строила его фирма Кулик по однокамерной технологии, а в качестве испытания было выбрано прохождение Карагемского прорыва реки Аргут на Алтае. Изначально предполагалось проходить препятствие в условиях высокой воды - плот проектировался именно для многорасходной реки, - но из-за задержки с его постройкой мы оказались на месте только в начале сентября, - к этому времени характерный для Алтая летний период высокой воды уже заканчивается. В результате расход воды в прорыве у нас был порядка 80 кубов - никто из бывавших здесь ранее такого низкого уровня не видел.

Что представляет из себя Карагемский прорыв? Все препятствие можно разбить на три части.
Входная длиной порядка 500 м. На этом участке 4-5 порогов с довольно большим уклоном, сравнительно чистой струей, четко разделенных в нашу воду более пологими плесовыми участками. Их сложность пренебрежимо мала по сравнению с тем, что находиться ниже, хотя наиболее мощный из них, почему-то напомнивший мне своей струей 1-ю ступень Водопадного на Чаткале, при нашей любви к высоким цифрам вряд ли где-то в другом месте категорировали бы ниже пятерки.
Примерно от устья первого правого ручья начинается Основная часть Карагемского прорыва длиной 1000 - 1200 м. Вообще по данным топографической двухкилометровки на 6 километровом участке, включающем Карагемский прорыв, река теряет порядка 240 м высоты (плюс минус 15 м). На Основную часть прорыва приходится никак не меньше половины этого падения, а скорей всего значительно больше. Правда, при просмотре порога чисто визуально не создается впечатление, что река на этом километре опускается на 120 м, но как бывший геодезист могу уверить, что особенность человеческого восприятия - уменьшать превышение при сравнительно небольших (до 15-20 градусов) уклонах (точно также, как увеличивать крутизну больших). Русло реки на участке имеет ширину от 40 до 80 м, в нем беспорядочно лежат преимущественно крупные 3-10 м и гладкие камни. Уклон на всем Основном участке более менее равномерный, но густота камней варьируется, отчего также создается картина деления реки на "пороги" и "плесы". В "порогах" река разбивается камнями на ряд параллельных сливов без выраженной главной струи, ширина самых больших в нашу воду обычно составляет 3-5 м, но в конце Основной части есть гряда камней, где самый большой слив был лишь чуть шире 2 м. На "плесах" есть выраженная главная струя и сливы гораздо шире. Вообще при взгляде снизу вверх река видна как лестница водопадных сливов, - не отвесных, все-таки это не ручей, воды достаточно много, - но тем не менее водопадных. Самый высокий из них - порядка 6 м. 5 метровых сливов 3, причем один из них расположен метрах в 5-6 после 6 метрового. 3 метровые сливы - это рядовые ступеньки лестницы. Над некоторыми сливами - облако водяной мороси и радуга. Горизонтальные части ступенек лестницы даже в нашу низкую воду отнюдь не глубокие спокойные бассейны, а либо пенные котлы за сливами, либо просто мощная вспененная струя. Спокойных уловов, пригодных для чалки, в Основной части каскада практически не существует. Будь уклон в препятствии в нормальных рамках, я бы не назвал линию движения очень уж извилистой при том количестве камней, которое лежит в реке. Однако при имеющейся крутизне требуемые маневры для уходов от навала на камни представляются в нашу воду малореальными. Легче в этом смысле становится в более высокую воду, когда часть камней исчезает. Затрудняюсь сказать, какие другие препятствия напоминает Основная часть Карагемского прорыва. Пожалуй единственное, что я видел немного похожее - это каскад Хаиши на реке Ингури, хотя вряд ли от такого сравнения будет толк для современных водников.
После Основной следует Нижняя, выходная часть каскада. Ее мы не просматривали всю, поэтому ничего не могу сказать о ее длине. Здесь также много низких крупных камней. Уклон в несколько раз меньше и река приобретает приятный вид нормального порога. Очень похоже на 1-й Утешительный на Сарыджазе.
Разведку каскада с целью прохождения нужно делать по обоим берегам, так как река смотрится с разных точек по разному. Аргут течет здесь в узком ущелье, склоны которого частично покрыты лесом, а частично представляют собой голые осыпи и скальные стены. По правому берегу Аргута идет дорога. Примерно в 1.5 километрах выше 1-го порога она уходит от реки и обходит весь каскад поверху. Для разведки по правому берегу следует идти по дороге до 1-го ручья и здесь по кустарниково-травяному довольно крутому склону спускаться вниз к воде. Вдоль воды можно просмотреть верхнюю половину Основной части. Местами требуется довольно неприятное лазание. Просмотр можно вести до впадения третьего ручья, за ним берег переходит в скальный отвес. Выход наверх на дорогу, - также довольно неприятный, - вдоль правого по ходу борта этого ручья. Разведка по п.б. занимает полдня.
По л.б. можно просмотреть весь каскад. Двигаться здесь технически проще, но это также довольно трудоемкое занятие. В паре мест приходится лезть вверх от реки для обхода вертикальных стен. На детальную разведку по л.б. следует планировать день.
Лично мне известно две попытки прохождения Карагемского прорыва. Первая - экипажем Александр Проваторов и Анатолий Шульжик на бублике (точно не помню год, примерно - 95) на 9 мая в условиях очень высокой воды. Стартовав, бублик имел намерение зачалиться выше водопада, - так называется место после 1-х ~300 м Основной части - 6-ти и за ним 5-ти метровый сливы. Зачалиться они не сумели и были втянуты в водопад, причем бублик валился в сливы, вращаясь в плоскости большой оси. Как рассказывают ребята, они в это время если и не потеряли сознание, то полностью утратили сознательный контроль над собой. Где-то на уровне устья 3-го правого ручья им удалось выброситься (или м.б. их прибило против их воли) на камень посреди реки. Идти дальше они не решились. Они смогли забить крюк и закрепить поданую им веревку, по которой и перебрались на берег.
Вторая попытка прохождения закончилась трагически. См. "Трагедия в Карагемском прорыве."
Нижняя, выходная часть каскада была пройдена целым рядом групп, что конечно не может считаться прохождением прорыва.
Мы встали на воду немного ниже поселка в устье Джазатора. Отсюда до прорыва километров 20. На этом участке на реке несколько шивер и порожков, где мы и пытались понять наш плот. Выяснили следующее:
1) На несложной воде плот более менее крутится и может набирать небольшой собственный ход. В целом на такой воде он может удовлетворительно маневрировать.
2) Квалификация и слаженность экипажа оставляют желать лучшего. (На плоту на этом участке сидело 8 человек, включая 2-х пассажиров).
3) На плоту был установлен лодочный мотор. Мотор японский, электрический, запитывался от 3-х автомобильных гелевых аккумуляторов, мощность порядка 3-5 л.с. (Точную цифру мы не смогли найти в инструкции (!), указан только ток потребления.) Мотор давал ход плоту чуть медленнее, чем скорость среднего К4 при гребле, а также очень хорошо крутил его. Крепление мотора оказалось не очень удачным. Трудно было рассчитать угол поворота судна, мотор тяжело было быстро поднять из воды. Очень скоро мы обломали оба имевшихся у нас винта. Они были тоненькие пластмассовые, явно непригодные для эксплуатации в таких условиях. В прорыве мотор не использовался.
4) Бочек плот не замечает, в том числе таких, которые могли бы положить небольшой К4.
5) Через мелкие камни плот переползает как медуза, но уж если садится, то снять его очень тяжело. Мы засели в одном месте на небольших камешках. Снять его удалось только когда мы выползли по веревке на берег и потянули его полиспасом. Выползать кстати очень удобно - веревка крепится на верхушке дуг на 3 м высоте. Плот сидит настолько крепко, что натяжения веревки вполне достаточно для движения по ней человека.
В конце дня смотрели каскад с п.б.
Прорыв решили идти на следующий день. Сначала проходим большую часть заходного отрезка каскада, затем разведка по л.б., и затем - прохождение. Разведка заняла почти весь день, стартовали на прохождение только около 5 часов вечера. Экипаж - Зорин Александр, Крюков Сергей, Лагода Сергей (капитан), Проваторов Александр. Посадка - в 1-м модуле в торце, т.е на носу - Лагода, по бокам 1-го модуля - Зорин (справа) и Крюков (слева), на торце 2-го модуля, т.е. на корме - Проваторов. Все гребут катамаранными веслами, посадка коленная. На п.б. группа поддержки и съемки из 7 человек. В конце каскада - страховщики на Кат2 и еще один человек на берегу. Проходим нормально последний отрезок Верхней части. Первый порог Основной части начинается тремя параллельными сливами, нам нужно в центр. Ничто не мешает туда попасть, но мы не попадаем и садимся на камни между центральным и левым сливом, со стороны левого. Пробуем протолкнуть плот в центральный слив, сначала только вручную, а затем используя парашют. Безрезультатно, плот даже не дергается. Заканчивается это тем, что парашют отрывает водой. Всего у нас их 4. Что делать дальше - непонятно. Левый проход заканчивается сильнейшим боем под прямым углом в отвесный камень, выше прижима струя к тому же сильно сужена отрицательным зубом. Неизбежно либо наматывание на зуб, либо навал на камень. Я не уверен, что в этих условиях стоит сдергивать плот с камней. Остальные придерживаются противоположного мнения. Я не спорю и участвую в попытках сдвинуть плот, но в тоже время прошу береговую группу бросить нам веревку, чтобы мы могли вылезти на берег. Они бросают, но не могут добросить, так как мы застряли ближе к л.б., да к тому же по пути морковки мелкая бочка, сбивающая ее с нужного курса. Каждый из двух модулей плота внизу представляет собой квадратную ванну с наглухо прикрепленным дном. Чтобы вода эту ванну не заливала, весь ее объем по замыслу конструктора должен заполняться двумя (одна над другой) воздушными емкостями по типу надувного матраса. На практике оказалось, что и с матрасами в модуль запросто может залиться с полтонны, а то и побольше, воды, что и произошло с кормовой секцией, которая находилась дальше впереди на сливе и косо упиралась в большой камень - нас при посадке раскрутило кормой вперед. После некоторых раздумий Проваторов с Лагодой принялись разбирать кормовой модуль, чтобы прорезать дно и облегчить таким образом судно. Я пытался ловить морковку, которую бросали с берега, но не могли добросить, хотя пару раз она прошла буквально в полуметре. Время от времени кто-то из троих присоединяется ко мне. Пытаюсь объяснить береговой группе, чтобы они использовали какую-нибудь палку как удилище - они не понимают, придумывают что-то сами, но результата нет. Периодически мы все вместе пробуем спихнуть плот. Используем все парашюты - их по одному отрывает водой. Пытаемся использовать весла в качестве рычагов, - ломаем 2 или три весла (запасных у нас 3), но плот не снимается. Во время наших потугов он вроде бы двигается, но силы иссякают значительно быстрее, чем он существенно меняет свое положение, и мы продолжаем сидеть на камнях. Прорезали дно, плот немного подвсплыл, но снять мы его по-прежнему не можем. Зорин с Проваторовым вылезли на большой камень у кормы и пытаются толкать с камня - нет! С берега продолжают кидать морковку. У нас на плоту есть куски достаточно легкой стропы, за которые вязались парашюты. Делаем из них одну веревку, привязываем для тяжести за конец карабины. Проваторов лезет на крышу, т.е. на дуги, и, раскручивая конец с грузом как пропеллер, пытается добросить до берега. Не хватает какой-то пары метров. Во время выбирания веревки после очередного броска карабины застревают где-то в камнях на дне, и мы их теряем. Темнеет. Мы сидим уже больше двух с половиной часов. Кажется, что все средства сняться исчерпаны. Однако то ли наши усилия все-таки чуть-чуть сдвигали плот, то ли он немного подсдулся, а скорей всего и то, и другое, но в очередную из наших отчаянных попыток он вдруг подался гораздо заметнее. Мы еще налегли, и вот он рванулся вниз по наклонному желобу с 60 градусным креном, а мы, оказавшиеся после толчка отнюдь не на своих посадочных местах, цепляемся за него как тараканы. Плот влетает в тот самый неизбежный карман в конце 1-го порога, но ничего страшного не происходит. Он спокойно прижимается к камням л.б., мы выскакиваем на берег и зачаливаем его.
Уже глубокие сумерки. Плот стоит на сильной струе довольно ровно, но оставлять его так нельзя, - до утра вода его раздолбит. Решаем попробовать поднять его дно над водой, опрокинув вбок на покатый береговой камень. Вяжем за верх веревку, тянем полиспасом. Сил не хватает. Береговая группа напротив нас развела большой яркий костер. Стараемся облегчить плот. Вынимаем на берег матрасы из обеих секций, режем дно и в носовом модуле. Внезапно лопается одна из чалок - десятимиллиметровая веревка. Не от усилий полиспаса и не от трения о камни, - чисто от нагрузки струей. Плот немного сползает вниз по течению и упирается в камень, на который идет весь навал. Стоит спокойно - пока все нормально. Продолжаем тянуть полиспас. Дно вроде бы чуть приподнимается, но вместо опрокидывания плот вдруг влезает в метровой ширины проход, образованный покатыми сторонами замыкающего карман и берегового камней. Он оказывается в совсем уж для него спокойной береговой бухточке с высокими каменными стенами. Мы выбились из сил, уже почти полностью стемнело, еще улучшить положение плота мы не в состоянии. Еще раз зачаливаем его и в темноте идем выше начала Карагемского прорыва. Там и ночуем у костра прямо в гидрах. Утром подвозят двойку, которая и переправляет нас на п.б.
По плану похода 8 человек группы после прохождения должны были продолжать сплав по Аргуту на плоту и двойке, а остальные четверо уезжали на двух машинах, которые и привезли нас на реку. Сейчас дальнейший сплав отменялся, те кто должны были уехать, не могли больше ждать. Зорин опаздывал на собственную свадьбу. Каждая из машин могла везти только половину людей, поэтому на месте могло остаться только полгруппы. Заниматься тяжелой и нудной работой по разборке и вытаскиванию по частям плота из экипажа остался только Саша Проваторов, а с ним ребята - работники его турбазы - спасибо им за это.
Ну что можно сказать еще об этой затее. Конечно мы могли точно вписаться в заходной слив, но у меня нет сомнения, что в этом случае мы застряли бы где-нибудь ниже, скорей всего в гораздо худшем месте, и все могло кончиться отнюдь не так безоблачно. Порадовала прочность плота - не разошелся ни один шов, не оторвалась ни одна склейка, не лопались надувные емкости, - а также его устойчивость на струе в прижиме.
Это безусловно не то судно, на котором следует проходить прорыв, - во всяком случае в эту воду, - слишком тяжелое и неманевренное. Катамаран тоже не годится - при таком уклоне он будет разгоняться столь сильно, что повернуть его не будет никакой возможности. На мой взгляд, больше всего подходит бублик - он сильно тормозится в бочках и в то же время достаточно меневренен. Что же касается каяков... Безусловно кто-нибудь когда-нибудь это сделает, но все же это чересчур круто. Ну представьте себе водопад Ах-Цу длиной в километр! Может быть ситуация окажется гораздо проще в еще более низкую воду, когда должны появиться эти самые спокойные бассейны между сливами или хотя бы просто улова.

Автор: Крюков Сергей, г. Москва






Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2024
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 15:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 01:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 10.06.22, 22:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 16:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 10:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1530


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Через Северный полюс в Канаду на собаках 2023 [1218], Путешествия, Оскар Конюхов, 17.02.23
2.  Приключенческие гонки в Новой Зеландии. [21309], Мультиспорт, Лариса Мартынкина, 11.11.03
3.  Открытый чемпионат Москвы по альпинизму "Малые горы". Протокол 2 [20078], Альпинизм, ФАиС Москвы, 04.04.01
4.  РЭП на Торрес дель Пэйн [20161], Альпинизм, Валерий Розов, 20.02.07
5.  Итоги чемпионата Москвы 2000 по горному туризму [19016], Горный туризм, Андрей Лебедев, 19.04.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 04:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 14:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 23.04.2017, 18:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 03:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 08:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 16:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 12:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 17:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 16:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 02:57




Авторы статей:

1.  Лиза Паль, статей: 2, просмотров: 43194
2.  Александр Габченко, статей: 1, просмотров: 20340
3.  RideThePlanet, статей: 1, просмотров: 22152
4.  Павел Резвой, статей: 2, просмотров: 45126
5.  Алексей Болотов, статей: 2, просмотров: 44095

1, 2, 3, 4, 5, 6