Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Воздухоплавательная амнезия

Новости : Воздухоплавание

Оглавление новостей | На главную страницу портала
Анатолий (indan3@rambler.ru)  08.05.2012 18:32Послать новость другуВерсия для печатипросмотров: 5604




Воздухоплавательная амнезия.
Эта история началась ни много ни мало 125 лет назад, 27 октября 1884 года. Тогда генерал-майор Михаил Боресков по приказу военного министра Петра Ванновского начал формировать команду воздухоплавателей.

Воздухоплавательный парк. Большинство петербуржцев знают железнодорожную станцию с таким названием. А поскольку видят проплывающий за окнами электричек пустырь   летом зеленый, а зимой... уже редко когда белый, считают, что это и есть тот самый Воздухоплавательный парк. На самом деле к зеленым зонам Петербурга этот топоним не имеет никакого отношения. К воздухоплаванию же   самое непосредственное. А парк   чисто технический термин.

Подпоручик Кованько

Эта история началась ни много ни мало 125 лет назад, 27 октября 1884 года. Тогда генерал-майор Михаил Боресков по приказу военного министра Петра Ванновского начал формировать команду воздухоплавателей. Окончательно же подразделение было создано 24 октября 1885 года. А первым командиром первых воздухоплавателей стал Александр Кованько... подпоручик.

Надо сказать, что военный министр Ванновский видел на этой должности человека отважного, образованного и изобретательного. Эти требования предъявлялись к кандидатам. И наказ министра был выполнен неукоснительно. Полковников и подполковников, претендовавших на это место, обогнал подпоручик. Здесь сыграли роль образованность и эрудиция молодого офицера: около шестидесяти патентов, которые на свое имя зарегистрировал Александр Кованько,   не шутка. Изобретать начал еще в военном училище. Причем интересовался совершенно разными сферами: то пытался докопаться до секретов скрипок Страдивари, то придумывал новые типы клеенок, то конструировал пожарные сигнализации и минные датчики. Принципы же, на которых базировались рационализаторские предложения Кованько, используются и сейчас. Плюс ко всему этому   знание четырех языков и неимоверная отвага, доказанная им во время военных кампаний. Все это сыграло свою роль в судьбоносном как для Кованько, так и для государства решении.

Проданные Казармы

Непосредственно же учебный кадровый воздухоплавательный парк как таковой появился в апреле 1887 года. Так была переименована команда Александра Кованько. Что стало основанием для выработки положения о воинской части военно-воздушного флота.

И все это происходило у Московской заставы. Сначала был создан воздухоплавательный парк. Потом воздухоплавательная школа. А в 1911 году при ней, после того как в Петербурге был построен Корпусной аэродром (сейчас на этом месте парк Авиаторов), был образован авиационный учебный отдел.

В советские времена на этом месте появился  ящик    военный авиационный завод   138 76-й армии ВВС. В 1996 году предприятие было расформировано. Сначала площадку передали в управление 419-го авиаремонтного завода. Но через год тот отказался от дополнительной нагрузки. И комплекс передали на баланс военных складов   расположенной неподалеку воинской части   53 963. Но тоже ненадолго.

Три года назад командующий уже объединенной 6-й Армии ВВС и ПВО выставил комплекс из девяти заводских зданий на торги. Приобрела недвижимость частная компания, торгующая строительной техникой, а территорию ей предоставили в аренду на 10 лет с правом продления договора. При этом пять зданий бывшего авиационного завода   Караульный дом, Главное здание, Канцелярия, Жилой корпус и Казармы   находятся под охраной КГИОП как вновь выявленные памятники архитектуры. Два из них   Главное здание и Казармы   и оказались проданы.

Если бы знать раньше!

А ведь их стены помнят первого командира воздухоплавательного парка подпоручика Александра Кованько, его ученика   офицера Петра Нестерова, первым совершившего  мертвую петлю  на аэроплане и осуществившего первый в истории авиации воздушный таран, и многих других известных летчиков и авиаконструкторов, на чьих плечах поднимался Военно-воздушный флот России.

Вспомните, что сейчас его историю мы ведем с 1912 года. А на самом деле к ней надо прибавить еще 27 лет. Куда и как они потерялись?

История всегда переписывалась в угоду правящей верхушке. И сначала свою роль сыграла политическая необходимость, а потом уже   узость кругозора официальных военных историков. Ведь в советские годы авиация  началась  в 1918 году. Ну нельзя было такие патриотические заслуги приписывать царским офицерам! А историкам новой России уже лень было копаться в архивах. И по их рекомендациям в 1997 году точкой отсчета истории ВВС был назван день выхода положения Военного совета, утвержденного Николаем II приказом по Военному ведомству   397 от 30 июля (12 августа) 1912 года. Согласно которому вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы в созданную при Главном управлении Генштаба воздухоплавательную часть. А ведь к тому времени в русской армии уже имелось 8 авиационных отрядов, сформированных при воздухоплавательных ротах, но этот факт как-то пропал из поля зрения высших чинов Минобороны и их советников.

Уже после 1997 года представитель геральдического ведомства Минобороны приехал в Петербург, где ему рассказали о воздухоплавательном парке. И чиновник огорчился: "Если бы я знал все это раньше! Но теперь уже ничего не изменить..."

Чины умывают руки

Историю же воздухоплавательного парка по крупицам собирали не военные, а обычные сотрудники   рабочие и канцеляристы авиационного завода   138, волей судеб вплетенные в потоки времен. Образовав при заводе музей воздухоплавания, они на блюдечке с голубой каемочкой принесли Министерству обороны историю   кипы архивных документов, около семисот уникальных экспонатов, каких нет ни в одном музее страны и, наверное, мира.

А военные? Например, командование 6-й Армии ВВС и ПВО, не желая признавать музей официально, в течение многих лет присылало в воздухоплавательный парк корреспондентов с камерами и блокнотами, и те публиковали рассказы о музее как отчет о работе армейских пропагандистов. А в 2006 году, продав с молотка свою историю, умыли руки. Будто и не было ничего. Ни воздухоплавательного парка, ни подпоручика, а потом и генерал-лейтенанта Кованько, ни музея... Но все это было, все это есть.

Александр Матвеевич Кованько (1856   1919)

Начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько родился 4 марта 1856 года в Петербурге в Эртелевом переулке (сейчас улица Чехова) в семье горного инженера. Он окончил в 1878 году Николаевское инженерное училище, служил в Понтонном и лейб-гвардии Саперном батальонах. Потом его привлекли к работе по организации отечественного воздухоплавания.

Близкие вспоминали, что он был неисправимым романтиком, но одновременно и большим реалистом. Не жалел себя ни в мирных трудах, ни в ратных. Будучи одним из самых видных основателей военного российского воздухоплавания и боевой авиации, страстно изгонял из них иностранщину, навлекая на себя косые взгляды высочайшего двора. Был пытливым изобретателем и отважным воздушным рейдером.

В Большой советской энциклопедии сказано, что он  впервые в мире организовал полеты на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований верхних слоев атмосферы и изучения влияния полета на организм человека . Там же написано, что он добился производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил несколько своих конструкций. В 1894 году представил проект аэроплана и воздушного винта. В Русско-японскую войну 1904   1905 гг. командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном, организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником.

Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем   пять самолетов. По роду службы Кованько ездил, как сказали бы сейчас, в загранкомандировки   в Германию, Монако, Францию, Турцию, Швейцарию. Убеждался, что там нет равных русским воздухоплавателям, дирижаблистам и авиаторам.

Одаренный ученый, неутомимый экспериментатор, незаурядный публицист, художник и поэт, заядлый коллекционер (в его коллекции было более 800 колокольчиков), был по-настоящему талантлив во всем добром, чего ни касались бы его ум и руки. Картины и медальоны его работы вызывают восхищение, стихи заставляют задуматься.

После революции Александр Кованько оставался служить советской власти на своем посту вплоть до сентября 1918 года, когда вышел в отставку по болезни. Суровейшие трудности Гражданской войны сказались на здоровье Александра Матвеевича, оказавшегося вместе с женой Елизаветой Андреевной и тремя дочерьми в крайне стесненных материальных условиях. В 1919 году родственники вывезли тяжелобольного генерала в Одессу, где 20 апреля этого же года он скончался.
Источник: BALTINFO






Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2021
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru Rambler's Top100

Барахолка:

1. 
Лодка надувная моторная, ДВА+ Лодка 3300х1250х400 Объемно вклеенное дно. За...
[катера - яхта - лодка - каноэ - ял/Продажа]
Дмитрий Владимирович, 31.05.21, 08:38
2. 
многофункциональное устройство Robot фирмы Kong., Продам многофункциональное устройство Robot, фирм...
[Альпинизм/Продажа]
Андрей, 24.05.21, 16:35
3. 
спусковое устройство RACKONG фирмы KONG, Не использовал, нет необходимости. По цене 8500 р...
[Альпинизм/Продажа]
Андрей, 24.05.21, 16:34
4. 
темляк Simond SANGLE TRAC UP, Продам недорого. Новый 1000руб Пишите andrey@vinc...
[Альпинизм/Продажа]
Андрей, 24.05.21, 16:33
5. 
Ремешок для крепления кошек Simond LANIERES NYLON, Simond LANIERES NYLON Ремешок для крепления кошек...
[Альпинизм/Продажа]
Андрей, 24.05.21, 16:31

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 597


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Проект покорения наивысшей точки на Земле, куда можно заехать на велосипеде"Килиманджаро 2002" [20048], Велотуризм, Илья Гуревич, 24.08.01
2.  Дуэль с автопортретом [19006], Спелеология, Артем Оганов , 16.04.01
3.  Снежный барс - Южный Алтай [19280], Горный туризм, Андрей Юрченко, 20.03.02
4.  Открытый чемпионат Москвы по альпинизму "Малые горы". Протокол 2 [19324], Альпинизм, ФАиС Москвы, 04.04.01
5.  ОТЧЕТ о сплаве на катамаранах по рекам Чая и Кутима в Северном Забайкалье, стр.2. [21381], Сплав, Сергей Офицеров, 10.12.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Аддрей: На горизонте вершина Афона 19.03.2017, 12:22
2.  Anna: Конкурс "Золотой компас-2017" открыт здесь! Переа ... 13.03.2017, 19:55
3.  Anna Repina: Коллега! Отличные снимки у вас. Почему бы вам не ... 12.03.2017, 01:05
4.  Юрий: До чего же передаёт атмосферу! 05.03.2017, 14:39
5.  Андрей: Встал в строй к стратилатам 18.02.2017, 20:33

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 59


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Захаров Николай, статей: 3, просмотров: 64546
2.  Лариса Мартынкина, статей: 1, просмотров: 20467
3.  Александр, статей: 1, просмотров: 20418
4.  Майкл Эндж , статей: 1, просмотров: 19387
5.  Андрей Рычковский, статей: 9, просмотров: 186302

1, 2, 3, 4, 5, 6