Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск

Водный поход по рекам Улуг-О и Бий-Хем, 2010

Новости : Сплав

Оглавление новостей | На главную страницу портала
Ольга (slanka@bk.ru)  26.10.2010 21:25Послать новость другуВерсия для печатипросмотров: 3507




Отчёт о водном спортивном туристском путешествии пятой категории сложности в Западном Саяне по рекам Улуг-О и Бий-Хем, совершённом с 31 июля по 13 августа 2010 года группой туристов турклуба "Мумми-тролли".


День 1 - 31 июля 2010 (суббота)

К 6:30 утра по местному времени в аэропорте Емельяново г. Красноярск собралась та часть команды, которая состояла из членов турклуба  Мумми-тролли : в 5:25 по местному времени прямым рейсом из Санкт-Петербурга прибыли Фёдорова М.В., Фёдоров Н.В., Яковлева Г.В.и Балакин С.М., а в 5:40 самолётом из Москвы прилетел Лопатин К.П. из г. Воронеж. Водитель Филиппов Виктор уже встречал нас в аэропорту.

Вторая часть команды   Лоскутников В.С., Камаев В.Ю. из Магнитогорска и Хотенова Н.В. из Уфы   прибывали поездом в 10:58 на ж/д. вокзал Красноярска.

Филиппов отвёз нас к ж/д. вокзалу, где остался с Балакиным встречать уральцев. Фёдоровы, Яковлева и Лопатин пошли закупать раскладку (из-за того, что большая часть команды летела самолётом, было решено закупить продукты на месте). В 8 утра работали только магазины 24 часа, в которых выбор продуктов небольшой, зато цены завышены. После долгих расспросов местного населения удалось найти рынок, на котором не оказалось ничего, кроме свежих овощей, орехов и сала, зато было можно дешево перекусить. Рынок расположен на ул. Республики д. 64. В итоге, продукты купили в магазине  Мечта , который находится на углу ул. Республики и ул. Обороны. Выбор продуктов в этом магазине достаточно большой, цены не отличаются от питерских.

С перекрёстка ул. Республики и ул. Обороны видна набережная и мост через реку Кача, с которого открывается вид на гору Красный Яр с часовней (её изображением украшена купюра достоинством 10 рублей).

Филиппов с Балакиным встретили уральцев и подъехали на машине к магазину. Филиппов плохо ориентируется в Красноярске, поэтому это заняло около получаса. Также непросто оказалось распихать полиэтиленовые мешки с ещё не распакованными в походные упаковки продуктами в итак уже забитый рюкзаками и катамаранами  Соболь . Стартовали от магазина  Мечта  около 12:15.

Примерно в 18:00 мы были в Абакане. Филиппов привёз нас на торговую площадь: большой продуктовый магазин, ларьки сотовых операторов, уличная торговля местными овощами. Если по времени всё складывается удачно, то можно рассчитывать на покупку продуктов в этом магазине в Абакане   цены не завышены, ассортимент широкий.

В 18:45 Филиппов, уезжавший домой, вернулся и мы выехали в сторону Кызыла. Около 20:30   21:00 сделали остановку у придорожного кафе с недорогой и вполне съедобной кухней.

До этого кафе шоссе очень приличное, дальше дорога начинает забирать в горы, покрытие становится хуже. В 22:20 проехали первый перевал, начало темнеть. Уже в темноте делали остановку около источника.

День 2 - 1 августа 2010 (воскресенье)

Около 2:00 ночи прибыли в г. Кызыл и перегрузились в ГАЗ66 с водителем Славой. Филиппов взял залог за выброску и назначил время встречи около паромной переправы через р. Бий-Хем на 15:00 12.01., убеждая нас тем, что по дороге до Красноярска может всякое случиться и нужно иметь запас по времени (мы рассчитывали, что он нас заберёт в 20:00). Таким образом, из нашего графика автоматом выпали запасные полдня 12.08. При этом Филиппов ещё и попугал нас тем, что у паромной переправы ночевать он не советует, но никаких серьёзных аргументов привести не смог.

В 3:30 ночи выехали из Кызыла. До Бояровки дорога хорошая, поэтому удалось поспать, предварительно поздравив Костю Лопатина с юбилеем. Перед Бояровкой нас остановили местные милиционеры, поинтересовались, кто мы, откуда и куда едем. Как-то из нас очень удачно сказал, что мы из Красноярска и едем сплавляться. Блюстители местного правопорядка назвали нас экстремалами, и придя от этой мысли в полный восторг, моментально оставили нас в покое.

В Бояровке Слава сделал остановку около столовой, но она была закрыта. Слава сказал, что дальше будет ещё одна столовая, и мы можем около неё сделать остановку на завтрак. Спросонья мы подумали, что про столовую Слава пошутил, но отказываться не стали.

Рассвело, в 6:30 утра мы остановились на дороге в зоне леса, чтобы вырубить дерево на раму К2  Светофор  (в последний момент авиакомпания  Пулково  изменила цену за 1 кг перевеса со 100 рублей на 270 рублей, поэтому экипаж К2 решил оставить раму в Питере) и заготовить дров. Дорога очень хорошего качества, по ней без проблем может проехать обычный микроавтобус.

Около 8:00 утра мы, действительно, остановились у столовой, за которой отдыхало небольшое стадо северных оленей, впечатливших своими размерами. В ассортименте столовой был чай, сахар, пирожки, манты, супы. Столовая обслуживает оленеводов и китайцев, получивших в аренду месторождение полиметаллов, поэтому строящих дорогу. Недалеко от столовой на дороге как раз работала техника. После этого места качество дороги заметно снизилось. Самый плохой участок дороги   это отворот с основной дороги на Тоора-Хем и Верхний О-Хем к реке Улуг-О вдоль р. Ангылыг-Арык длиной 2,5   3 км. В 9:00 утра мы были в точке 1го брода (между впадением ЛП р. Ангылыг-Арык и ПП р. Кыр-Дыт 2-й).

Водитель Слава отказался везти нас на 2ой брод, рассказав, что три дня назад он пытался пробиться к броду с группой из Саратова и не доехал. По его оценкам уровень воды в реке за эти три дня ещё вырос. Правда, как потом выяснилось после разговора с группой из Саратова, не доехали они до места второго брода буквально 200 - 300 м. Мы оценили уровень воды в реке и решили, что он позволяет нам начать сплав от места первого брода.

Дров на 1м стапеле нет   это заболоченный альпийский луг. Самое лучшее место для лагеря   поляна на ЛБ на стрелке с р. Ангылыг-Арык в 150 м выше брода.

Целый день мы потратили на стапель, распаковку продуктов. Вечером отпраздновали день рождения Кости.

Спать легли рано, потому что у части команды, добиравшейся до Красноярска самолётом, пошли уже третьи сутки без нормального сна.

День 3 - 2 августа 2010 (понедельник)

Около 12:00 ночи начался дождь. В 2:30 к броду по ПБ приехали местные рыбаки на УАЗе, около 3:00 переправились на ЛБ и застряли в заболоченной колее на дороге около лагеря. Два Володи из Магнитогорска до 4:30 утра помогали вытаскивать УАЗ с помощью наших дров и основной верёвки. Наконец, тувинцы уехали.

Утром было холодно, около 8 градусов, дождь с сильным ветром продолжался. Выяснилось, что ночью со стороны Бояровки приехал УАЗ  буханка  и встал, не доезжая до разъезженной ГАЗ66 колеи. Всё утро, пока мы собирались, местные рыбаки из  буханки  пытались ловить нахлыстом хариуса, но не клевало.

За ночь вода поднялась ещё на 10 см, дождь продолжался.

Вышли поздно в 11:50. Разбои и мелководные перекаты залило, вода затопила траву и заметно притопила кусты, поэтому шли по струе без проводок.

Через 3,6 км по ЛБ впал р. Сынак, самой стрелки в кустах не видно, но в реке резко добавилось мути. К месту 2го брода, до которого по данным GPS навигатора 15 км, пришли в 14:00. На месте второго брода тоже явно возникнут проблемы с дровами.

От второго брода до крупного левого притока р. Хуле   5 км. Сразу после впадения Хуле на ЛБ Улуг-О   хорошая стоянка, на которой мы остановились на обед. Дождь прекратился.

Вышли в 15:40, домиков Усть-Шыта на ЛБ не увидели, зато заметили избу на правом притоке р. Шыт.

От р. Хуле до правого притока р. Кара-Суглуг   10 км. Сразу после впадения р. Кара-Суглуг начинаются препятствия 1го каньона р. Улуг-О. По лоциям сразу за второй шиверой каньона на ПБ должна быть стоянка, но на деле её не оказалось. Несмотря на то, что воды много и уловов фактически нет, мы зачалились в точке предполагаемой стоянки в 17:00, произвели разведку по ПБ, затем К2  Светофор  перечалился на ЛБ, справившись с очень сложной чалкой прямо на струе, но и там пригодного для стоянки места не нашлось. Связь между судами осуществлялась с помощью раций. На разведки с перечалкой потратили около 45 минут.

В итоге, первым пошёл экипаж К2  Вован  с навигатором, за ним К4  Сварог , замыкающим К2  Светофор . Через 3,6 км после чалки (в 4х км от начала каньона) в 18:10 зачалились у явной полки на ПБ, на которой оказалась хорошая стоянка, дров много. По лоции это была стоянка после 8ой шиверы каньона, но по нашей воде границы между отдельными препятствиями стёрлись. Ориентиры стоянки   по ЛБ две заметные серые осыпи конусами в 25-30 м друг от друга, по ПБ   заметное понижение и большой кедр с тройным стволом у самого берега. На стоянке обнаружили на лавке надпись Саратов 2010.

Погода неустойчивая.

День 4 - 3 августа 2010 (вторник)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход на воду в 10:10.

Вода за ночь не упала, хотя ночью дождя не было, только слабая морось.

Стартовали в непрерывный и напряжённый по нашей воде каскад шивер первого каньона. После пор.  Киса , представляющего из себя сильный прижим к скале ПБ, начинается целая серия безымянных шивер с очень мощными прижимами, сопровождающимися поганками и противотоками. В такой противоток попал К4  Сварог  в пор.  Киса .

Перед пор.  Ташаузский  на реке - неожиданный плёс без течения в очень красивых скальных берегах. Чалка на ПБ в конце плёса в улово между выступами двух скал к заросшему травой кулуару. От стоянки до пор.  Ташаузский  7,7 км.

Осмотр пор.  Ташаузский  по ПБ, тропы как таковой нет, приходиться перелезать через завалы из деревьев на крутом склоне.

Сам порог по нашей воде представляет из себя мощные валы и не определяемые с берега сливы через обливняки. Прижим к ПБ, описанный в лоциях, не представлял сложности. Длина порога около 300 м.

Выставили операторов   Яковлеву и Камаева из экипажа К4  Сварог , оба К2 тандемом прошли порог и зачалились на ПБ сразу за ним. Чалка по нашей воде сложная, уловов практически нет. Через 70 м после правого прижима в пороге река разделяется на два рукава, основной из которых левый. Правый рукав осложнён зубьями и завалами. Чтобы успешно попасть в левый рукав, зачалиться необходимо не более, чем в 30   40 м после последнего слива.

Произвели смену операторов, прошёл экипаж К4  Сварог  и зачалился уже только на входе в правую протоку с завалами. Проводке вверх по течению мешал торчащий с ПБ завал, который пришлось частично распилить. После этого объединёнными силами экипажей К4 провели выше по течению, откуда можно было безопасно стартовать в левую протоку.

В общей сложности на осмотр, прохождение порога  Ташаузский  и проводку К4 ушло около двух часов.

Сразу за слиянием проток начинается участок островов с мощными прижимами в кусты и заломы, через которые хлестала вода. Протяжённость участка около двух километров.

После разбоев река собирается, и до самого левого притока Биче-О продолжается каскад непрерывных шивер 3 к.с. с очень опасными прижимами к скалам. Между  Ташаузским  и Биче-О мы заметили несколько полок с явными следами кострищ.

В 14:00 мы зачалились на обед на ЛБ сразу перед впадением р. Биче-О в 22,5 км от места ночёвки. По лоциям напротив стрелки на ПБ должна быть стоянка, мы её не разведывали, но было видно, что какая-то полка и чалка там есть. Биче-О по нашей воде представлял из себя бурый мутный поток.

В 14:40 мы стартовали к стоянке в берёзовой роще на ЛБ с галечной отмелью. От Биче-О мы прошли 4,8-5 км сплошной мощной шиверы с прижимами, по ЛБ открылась заметная полка, но галечная отмель по большой воде затоплена. Стоянка, действительно, оказалась просторная и удобная. Переход до стоянки от Биче-О занял 30 минут. Всего за день было пройдено 27,3 км.

День 5 - 4 августа 2010 (среда)

Подъём дежурных в 7:00, выход на воду в 9:55.

Ночью был заморозок, из-за которого сразу после старта на К2  Светофор  стал сильно травить надувной элемент сидушки. До начала второго каньона оставалось меньше часа хода по шиверам и разбоям, поэтому чалиться для ремонта сразу не стали. Через 40 минут хода сидушка стравила совсем, поэтому, связавшись по рациям с остальными экипажами, зачалились всей группой на галечной отмели ПБ в 1,5 км выше шиверы  Начало . Ремонт сидушки отложили до вечера, вместо надувного элемента временно набили сидушку основной верёвкой и групповым тентом. На ремонтные работы ушло около 30 минут.

От стоянки в березняке до шиверы  Начало  10,5 км непрерывных шивер с разбоями и сильными прижимами.

Ориентир шиверы  Начало  - большой галечный остров, заметный даже по высокой воде. Сама шивера на фоне предыдущих препятствий ни чем ни примечательна. После острова на ЛБ - явное место для стоянки. Сразу за шиверой  Начало  начинается первая ступень порога  Чёртова дюжина . По лоциям между первой и второй ступенями можно зачалиться, но по нашей воде это оказался один сплошной каскад. Первая ступень порога оценивалась по лоциям 3 к.с., поэтому мы пошли её сходу, собираясь зачалиться перед второй ступенью для осмотра. На деле чалки у ПБ не оказалось, ступени слились в единый каскад. Поэтому  Чёртова дюжина 1 и 2  была пройдена нашей группой сходу без осмотра в порядке: К2  Вован , К2  Светофор , К4  Сварог . Все экипажи успешно зачалились у правого притока, за которым начинается следующее препятствие шивера  Тарелочки  Удалось даже сфотографировать экипаж К4 Сварог  на выходе из второй ступени  Дюжины . От входа в каньон до притока после  Дюжины-2  - 1,2 км.

Каскад  Дюжин  по нашей воде можно оценить 4 к.с.. Река в районе порога сильно сжимается скалами, уклон визуально кажется очень большим, напряжённость в пороге нарастает, во второй ступени очень мощные навалы на камни, сливы и бочки. Протяжённость препятствия около 400 м. Осмотр сложен, возможен только по ПБ.

Передохнув, поделившись впечатлениями и поймав одного хариуса, мы стартовали тем же порядком судов в шиверу  Тарелочки  3 к.с., протяжённостью около 2-х км. В начале шиверы напряжённый слалом в воротцах с навалами на обломки глыб в струе, к концу шивера упрощается. Виден левый поворот реки, обломок красной скалы у ПБ и большой завал-залом над обломком   это ориентиры чалки по ПБ перед пор.  Катерина -1  (но нужно учесть, что красные скалы на реке встречаются постоянно).

Все наши экипажи без особых проблем справились с  Тарелочками  и спокойно зачалились у ПБ перед  Катериной-1 

При осмотре препятствия выяснилось, что по нашей воде чалка между ступенями первых двух  Катерин  технически сложна и не логична. Мы осмотрели по тропе ПБ сразу обе ступени каскада до чалки перед  Катериной-3 , над которой расположена удобная стоянка. Чалка перед  Катериной   3  непростая, но вполне осуществимая. От притока после  Дюжины-2  до стоянки 3,1 км.

Решили пройти каскад без вещей, так как  Катерина-2  заканчивается узким сливом с глубокой бочкой вдоль скалы ЛБ, куда стискивается вся струя. Каскад порогов  Катерина 1-2  по нашей воде можно оценить 4 к.с. Каскад однозначно необходимо смотреть из-за нетривиального расположения ворот, зубьев и сливов.

Экипаж К4  Сварог  с двумя спасконцами и фотоаппаратами отправился на место страховки и съёмки, К2 тандемом прошли обе ступени в порядке К2  Вован , К2  Светофор . Бочка в последнем сливе при правильном заходе пробивается без больших усилий. Произвели смену страховки и операторов, прошёл экипаж К4  Сварог .

Затем все экипажи вернулись за вещами. В 17:00 вся группа с вещами собралась на стоянке перед  Катериной-3 .

Костя Лопатин разведал возможность обноса вещей за  Катерину-3  и вынес вердикт, что это невозможно без обноса судами ключевого места порога. Тогда можно стартовать в порог с вещами перед последним сливом. После второго слива и далее по ПБ пройти не возможно из-за скалы. Было решено, что порог пойдём с вещами.

День 5 - 4 августа 2010 (среда)

Подъём дежурных в 7:00, выход на воду в 10:00.

Вставили отремонтированный надувной элемент в сидушку К2  Светофор . Ещё раз осмотрели порог  Катерина -3 . Страховка эффективна только по ЛБ уже после порога, чтобы аварийный экипаж или судно не ушли в следующий порог  Демирсал-1 . По ПБ страховка после ключевого места порога перед вторым сливом сомнительна. Ключевое место порога   слив в воротах между огромными скальными обломками, запертый зубом.

По высокой воде ворота можно обойти вдоль скалы ЛБ с резким уходом в центр перед грядой полуобливных камней, запирающих канализацию и образующих левую часть второго слива. После второго слива струя наваливается вправо и сваливается в последний третий слив порога.

Экипаж К4 занял позиции для съёмок. К2 прошли порог тандемом в порядке К2  Вован , К2  Светофор . К2  Вован  прошёл вдоль самой скалы ЛБ, переехав через полуобливное бревно, затем ушёл в центр уже ниже затычки, запирающей центральный слив, и, пройдя два оставшихся слива по основной струе, зачалился в улово к ЛБ. К2  Светофор  не пошёл через бревно, а, зайдя из центра, ушёл перед воротами влево вдоль левой глыбы ворот, но, уходя в центр, зацепил полуобливной камень. Пришлось сделать телемарк, после чего уходить в центр было уже поздно, поэтому экипаж ушёл резко влево, где прыгнул через запирающую слив грядку камней. В бочке К2 сильно притопило, но выровнявшись креном, экипаж отработал вправо для захода в третий слив, который был пройден уже без приключений.

К4  Сварог  прошёл в центральные ворота, ушёл от затычки вправо, без проблем прошёл второй слив, отработал навал вправо и зачалился в улово ЛБ.

Перед порогом  Демирсал -1  по ЛБ впадает ручей.

Володя Лоскутников осмотрел  Демирсал-1  по ЛБ (по ПБ осмотр  Демирсала -1  невозможен). Порог не показался ему сложным, поэтому К2 в том же порядке, что и до этого, прошли порог тандемом, зачалились у ПБ перед  Демирсалом-2  и увидели, что в  Демирсал-3  стартует катамаран группы из г. Саратов, которая забрасывалась на три дня раньше нас. Как потом выяснилось, саратовцы выжидали, когда хоть немного начнёт спадать паводок на стоянке перед  Катериной-3 .

Пройдя  Демирсал-1 , благополучно зачалился К4  Сварог .

 Демирсал-1  по нашей воде   горка из валов с парой зубьев в струе без сливов и бочек. Сложность   3 к.с.

Осмотрели порог  Демирсал-2 , который на первый взгляд не показался нам сложным, из-за чего за ним не поставили морковку. С берега было сложно оценить, что в пороге есть сливы, которые просто залило водой, и они превратились в пенные ямы с бочками.

Уже отработанным методом тандема в том же порядке К2 стартовали в  Демирсал-2 . Валы оказались очень жёсткими и сильно сбивали носы, К2  Вован  не успел выправиться перед первой бочкой, и вымыло Володю Лоскутникова. Экипаж К2  Светофор  оценил обстановку, увидел, что Наташа справляется с ситуацией и имеет реальные шансы зачалить катамаран самостоятельно к ПБ, и пошёл догонять Володю. Володя попытался выйти из струи, чтобы зачалиться перед  Демирсалом-3 , но по нашей воде обе ступени слились в один каскад, струя была очень мощной, и Володя успел только в канализацию у ПБ, по которой начал сливаться в  Демирсал-3 . Экипаж К2  Светофор  отработал за Володей в канализацию, где чуть подзастрял на камнях, но быстро столкнувшись, понял, что дальше по забитой камнями канализации катамаран и не пройдёт, и Володю не догонит. Поэтому экипаж снова вывел катамаран в струю, прошёл  Демирсал-3  справа, таким образом, обойдя основные бочки, и завёл катамаран в улово перед  Демирсалом -4 , откуда было эффективно ловить Володю. В это время Володя расклинился в камнях канализации в нескольких метрах от ПБ чуть выше места чалки перед  Демирсалом-4 . Поэтому Маша оставила Коле катамаран для окончательной чалки, а сама побежала к Володе и с помощью весла помогла ему вылезти на берег. Володин самосплав с веслом прошёл удачно, без травм.

В это время Наташа уже зачалила К2  Вован  у ПБ над  Демирсалом-3  и сигнализировала, что всё в порядке.

Примечательно, что всё это время в улове перед  Демирсалом-4  находился К2 из группы Саратова, который не предпринял никаких попыток оказать помощь в спасательных работах. Хотя у них была гораздо более выгодная позиция, чем у гружёного К2  Светофор , шедшего изначально на расстоянии около 50 метров за К2  Вованом . В жёстких валах и бочках, останавливающих гружёный катамаран, очень сложно догнать человека, идущего самосплавом. Саратовцы даже не приготовили спасательный конец, вместо этого они приветственно махали руками и спешили навстречу бешено чалившемуся экипажу К2  Светофор  с мешочком леденцов. Поняв, что к ним не проявляют никакого интереса, саратовцы стартовали в  Демирсал-4 . Думается, что дальнейшие комментарии излишни.

Чуть передохнув, Володя поднялся к месту чалки Наташи. В это время  Демирсал-3  прошёл К4  Сварог , который страховал К2  Светофор . К4  Сварог  заметно задержало в последней бочке порога. Затем  Демирсал-3  был пройден экипажем К2  Вован , при чём К2 сильно задержало в двух бочках порога, но экипаж явно больше не хотел купаться и выдернул катамаран. Ловить больше никого не пришлось.

По нашей воде ступени 2-3 порога  Демирсал  слились в один мощный каскад 5 к.с. Очень большой уклон, мощные валы, сливы и бочки. С берега опасность порогов можно недооценить. Требуется страховка по ПБ перед  Демирсалом-4 .

На осмотр порога  Демирсал-4  ПБ мы пошли всеми экипажами, хотя берег трудно проходим. Самое сложное место тропы находится ближе концу порога, где нужно перелезать два скальных выступа.

Сам порог - узкий каньон с мощными валами, несколькими большими бочками, которые необходимо обходить   4 к.с. В местах основных бочек на камнях ПБ сложены турики. Зачалиться после порога можно в улово ПБ сразу за скальным выходом, а можно, пройдя ещё 50 метров зачалиться уже перед порогом  Рижский-1 , откуда вверх уходит тропа на небольшую, но удобную стоянку. Протяжённость препятствия около 700 м.

Было решено, что теперь первым пойдёт уже сработавшийся К4  Сварог .

На заходе в  Демирсал-4  стоит мощная гребёнка валов, отбрасывающая судно влево в прижим под скалой ЛБ. Если стоит задача обойти основные бочки порога справа, то в эту гребёнку валов тоже необходимо обходить справа, что для гружёного К4 не самая лучшая траектория из-за зубьев в правой части струи. Именно поэтому К4  Сварог  зашёл в порог по центру по гребёнке валов, свалился под скалу ЛБ перед основной бочкой, сделал телемарк и с его помощью обошёл бочку. Прижим к скале ЛБ по большой воде не опасен.

После сигнала о завершении прохождения порога и успешной чалки, К4 остался на страховке, в пользу которой решили пожертвовать фотосъёмкой. Порог пошли К2 тандемом, теперь в порядке К2  Светофор , К2  Вован .  Светофор  повторил линию движения К4, а  Вован  на заходе предпочёл слалом между камнями у ПБ, чтобы обойти гребёнку валов и основные бочки справа. Оба экипажа прошли успешно и зачалились в месте страховки К4.

По плану мы собирались стоять в этот день на стоянке в середине  Рижского-2 , но, когда мы пошли на осмотр каскада порогов  Рижский 1 и 2 , мы увидели, что группа из Саратова уже перечаливает свои катамараны к этой стоянке из улова в 100 метрах от начала  Рижского-2 . Мы осмотрели участок каскада  Рижский 1   до стоянки в середине Рижского 2  и сделали следующие выводы:

а) тропа просмотра по ПБ очень сложная, она проходит через скалу над первой ступенью каскада  Рижским-1 , чтобы идти по этой тропе с рюкзаками, придётся при преодолении скалы навешивать верёвки для спуска рюкзаков.

б) между порогами  Рижский-1  и  Рижский-2  чалки нет, зачалиться можно только пройдя около 100 метров от порога  Рижский-2 , но стоянки в этом месте тоже нет. Ближайшая стоянка только через 350-400 м продолжения порога  Рижский-2  и её заняла группа из Саратова. Зачалиться к этой стоянке можно только принудительно. Как выяснилось на следующий день при просмотре каскада, стоянка очень маленькая и неровная.

Мы решили отложить прохождение  Рижского  каскада на следующий день и нашли место для стоянки на высокой полке прямо над местом чалки перед началом каскада. Эта стоянка оказалась ровной, удобной, достаточно свободной. Единственный минус   это крутая тропа подъёма/спуска к стоянке.

Мы перечалили по очереди со страховкой все суда из улова ПБ сразу за выходными валами  Демирсала-4  в улово перед  Рижским-1 , чтобы выступ скалы, разделяющий эти два улова, не мешал переносить вещи на стоянку. И к 16:00 группа собралась на стоянке. Пошёл сильный дождь, поддержав паводковое состояние реки.

На стоянке выяснилось, что при осмотре  Рижского  каскада наш врач Галя поскользнулась на камнях и повредила левый мизинец. Галя поставила себе диагноз вывих, после чего палец вправили и перебинтовали.

День 6 - 7 августа 2010 (четверг)

Подъём дежурных в 6:30, вход на воду в 10:00.

Состояние Галиного пальца не ухудшилось, поэтому Галя смогла продолжать сплав в нормальном рабочем порядке.

Ещё раз произвели осмотр каскада  Рижский -1   начало Рижского-2  до сложной чалки в улове ПБ в 100 метрах от начала  Рижского-2 .

Каскад, безусловно, оценивается по высокой воде 5 к.с. В  Рижском-1  на заходе по высокой воде несколько траекторий, какая из них будет рабочей по более низкой воде, сказать сложно. Ключевое место первой ступени   огромная бочка в центральной и левой части струи, явно опасная для всех судов. Какую бы траекторию не избрал экипаж в начале порога, бочку необходимо обойти справа, затем сразу начинается вторая ступень каскада   начало пор.  Рижский-2 , для захода в который требуется очень энергичный уход влево под самый ЛБ, так как в центре слив перегорожен несколькими скальными обломками. После обхода скальных обломков слева работает ещё одна вполне проходимая бочка, которая, однако, осложняет оперативный траверс на чалку в маленькое улово ПБ. По паводковой воде в обход скальных обломков работает сложная слаломная канализация с прыжками в систему косых сливов под ПБ, которая позволяет избежать попадания в последнюю бочку и облегчает траверс на чалку к ПБ.

Выставили операторов из экипажей К2, К4  Сварог  первым прошёл порог, избрав наиболее полноводную часть струи: на заходе в первую ступень по центру, затем после второго слива в гребёнке валов резко вправо для ухода от основной бочки, после неё траверс под ЛБ, проход двух сливов под ЛБ и траверс на чалку в улово ПБ для страховки тандема двушек.

Помня вчерашние спасательные работы, было решено опять пожертвовать съёмкой прохождения двушек в пользу страховки.

К2 проходили в порядке К2  Вован , К2  Светофор .  Вован , заходивший в порог по центру, заранее уходя от основной бочки, чуть перестарался и застрял в правой суводи обратного хода после слива на слиянии всех возможных проходов начала первой ступени. К2  Светофор  зашёл в самую правую часть порога, надеясь потом пройти гребёнку валов справа, но для обгона К2  Вован  пришлось выйти в самый центр гребёнки, а затем снова резко отработать вправо от основной бочки. После этого экипаж принял решение уже не уходить влево, а пройти начало второй ступени по косым сливам канализации, что удалось, хотя потребовало слаженной работы в жёстком слаломе с прыжками через полуобливные плиты. К2  Вован  справился с суводью, затем повторил траекторию К4.

Далее всеми экипажами был произведён длинный осмотр оставшейся части порога  Рижский-2  по тропе ПБ почти до места, от которого видно улово на ЛБ, а тропа ПБ упирается в нагромождение из каменных глыб. Длина участка около 800 м, сложность 4 к.с. Ключевое место участка расположено примерно в 100 м за левым поворотом, на котором на ПБ есть та самая плохая стоянка с принудительной чалкой. В ключевом месте глыба делит и так сжатую реку пополам, при чём левый слив запирается затычкой, а правый слив резко сужен зубьями и перекрыт полуобливной по паводковой воде плитой. По более низкой воде правый слив однозначно будет непроходим, а затычка, на которой в нашу воду стоял огромный петух, видимо, обнажится.

До и после этого места с глыбой порог представляет из себя сложную мощную шиверу с отдельными бочками, ступенями, навалами на камни. Траекторию прохождения необходимо осмотреть по ПБ.

Так как осмотреть возможность для чалки по ПБ после порога из-за нагромождения камней, преграждающее тропу в конце порога, не удалось, было принято решение чалиться за порогом в улове ЛБ.

Первым прошёл порог К4  Сварог , полностью выдержав намеченную линию движения и пройдя ключевое место прыжком через полуобливную плиту. Оба экипажа К2 сосредоточились над ключевым местом порога для съёмки и помощи в случае неудачи в ключевом месте. К4 зачалился в условленном месте и сообщил по рации, что улово очень маленькое. В связи с этим экипажами двоек было принято решение не идти порог тандемом.

Первым пошёл порог К2  Светофор , спокойно выдержал намеченную траекторию, но приближаясь к месту чалки, решил зачалиться раньше, чтобы освободить побольше места для чалки К2  Вован . На чалке к ЛБ прямо на струе правый баллон Маша выскочила, чтобы подтянуть катамаран на берег, но струя была настолько сильна, что, несмотря на активную работу левого баллона Коли, катамаран удержать не удалось. Маша попыталась запрыгнуть обратно на баллон, но поскользнулась на мелком галечнике и ушла за катамараном, держась за внешние страховочные ручки. Коля сделал все попытки зачалить катамаран к ЛБ, но до начала основного слива в порог  Рижский-3  было слишком маленькое расстояние. Маша почувствовала, что страховочная ручка начинает отрываться, и выбросила весло, чтобы держаться за ручки обеими руками и как можно быстрее попытаться залезть на баллон. Весло ушло в центральный слив порога, где застряло в бочке на пару минут.

Аварийный катамаран вдоль ЛБ стал сливаться в винтовой слив порога  Рижский-3 . Левый слив порога двухступенчатый: первая ступень упирается в скалу-затычку ЛБ, образуя прижим, по большой воде с отбойником. Затем вдоль затычки струя сливается во вторую ступень, заканчивающуюся несильной косой бочкой. Коле удалось развернуть катамаран левым баллоном, чтобы не зажать в прижиме в конце первой ступени напарницу. На несколько секунд катамаран безопасно застрял в прижиме с отбойником, что позволило Маше вылезти с помощью напарника на баллон и взять запаску. Заплыв обошёлся без травм. После этого экипаж, уравновешивая катамаран креном, прошёл вдоль прижима вторую ступень, справился с косой бочкой и зачалился за порогом на ЛБ в месте, где впадает левый приток.

В это время, экипаж К4, стартовавший вдогонку аварийного экипажа, прошёл порог по основному сливу и зачалился в улове ПБ за выходной шиверой порога, чтобы поймать экипаж перед заходом в порог  Рижский-4 . Но ловить ребятам пришлось только весло, наконец-то, вышедшее из бочки, что и было успешно сделано силами левого носового Кости. Экипаж К2, убедившись, что К4 с веслом снова занял страховочную позицию в месте чалки, прошёл выходную шиверу порога  Рижский-3  и зачалился в улово ПБ к К4.

Экипаж К2  Вован  получил сигнал по рации, прошёл порог  Рижский-2 , зачалился в освободившемся улове ЛБ перед порогом  Рижский-3  и осмотрел порог  Рижский-3 . Увидев, что экипаж К4 осуществляет страховку, а экипаж К2  Светофор  съёмку, К2  Вован  прошёл порог  Рижский-3  по левому винтовому сливу, затем прошёл выходную шиверу и зачалился в улово ПБ.

Порог  Рижский-3  по высокой воде имеет сложность 5 к.с. Ключевое место порога   высокий слив, разделённые на две части: в центральной части слив прямой с очень мощной бочкой, а в левой части слив винтовой, но косая бочка фактически неопасна. Выход из порога   мощная шивера со сливами через ступеньки. По нашей воде длина порога, видимо, из-за того, что  прогон  перед  Рижским-4  стал выходной шиверой, составляет не менее150 м, хотя во многих лоциях указана как 70 м.

Порог можно осмотреть по ПБ, если зачалиться перед ним к ПБ, таким образом, обойдя непроходимое нагромождение глыб на тропе ПБ. Экипажи К2  Вован  и К4  Сварог  сказали, что место для чалки по ПБ перед  Рижским-3  ни чем не хуже крохотного улова по ЛБ. Экипаж К2  Светофор  не может дать никаких комментариев по этому вопросу, так как был занят решением проблем своей неудачи на чалке.

Экипажи произвели осмотр последнего именного порога каньона  Рижский-4  по ПБ. По лоциям рабочим берегом в этом пороге является ЛБ, на котором якобы есть стоянка, на самом деле, ЛБ   нагромождение кустов и камней, к тому же никакого улова перед скалой в конце порога у ЛБ нет. Возможно, оно появиться по более низкой воде. По нашей воде зачалиться после порога можно было только в маленьком улове по ПБ, фактически, в начале выходной шиверы-порога из каньона.

Порог  Рижский-4  представляет из себя серию сливов с бочками, навалов на камни и имеет по высокой воде сложность 4 к.с. Продолжительность порога около 300 м.

Первыми порог прошёл тандем двоек в порядке К2  Светофор , К2  Вован , пройдя некоторые бочки кормой и успешно зачалившись на ПБ после порога.

Затем в порог стартовал К4  Сварог , который, пройдя чисто все основные ступени порога, сел на зуб левой части струи. Экипаж снял катамаран с зуба своими силами, после чего с помощью чальщиков успешно зачалился к ПБ чуть ниже двоек.

В месте чалки на камнях был устроен обед-перекус, так как было понятно, что нам не стоит рассчитывать на стоянку на ПБ после порога  Аллигатор , на которой планировала встать группа из Саратова.

Никаких стоянок ни по ПБ ни по ЛБ после плохой стоянки на ПБ в  Рижском-2  до порога  Аллигатор  нет.

О возможностях чалок, осмотров и заносов вещей в каньоне мы сделали следующие выводы:

- В порогах  Чёртова Дюжина 1-2  осмотр возможен только по ПБ, но по большой воде чалка к ПБ перед каскадом, а уж тем более между ступенями каскада сомнительна.

- После конца каскада  Дюжин  чалка к ПБ, ПБ остаётся рабочим до самого последнего слива порога  Катерина-3 .

- Осмотр порога  Катерина-3  возможен по ПБ, но занос вещей возможен только в случае обноса судов за ключевое место для старта уже с вещами в последнюю ступень порога.

- Далее за порогом  Катерина-3  требуется перечалка к ЛБ для осмотра порога  Демирсал-1 . После прохождения порога  Демирсала-1  чалиться нужно снова к ПБ.

- Для осмотра порогов в каньоне после порога  Демирсал-1  пригоден только ПБ, хотя и он трудно проходим, особенно в конце порога  Демирсал-4 , в каскаде  Рижский 1   начало Рижского-2 , в конце  Рижского -2  и в начале  Рижского-3 .

- Хотя в конце  Рижского -4  к месту чалки спускается явная тропа, это, видимо, всё-таки тропа осмотра, потому что занос вещей за пороги по тропе ПБ крайне затруднён, он потребует очень много времени и трудозатрат. Если в каком-то из порогов на участке  Демирсал-2  -  Рижский-4  произойдёт авария и догнать аварийное судно или самосплавщика удастся только в выходной шивере каньона, что вполне возможно, вернуться за вещами к концу  Рижского-4  уже не удастся.

В каньоне впадает несколько ручьёв, которые служат ориентирами порогов:

- по ПБ ручей сразу за второй ступенью каскада  Дюжин 

- по ЛБ ручей перед порогом  Демирсал-1 

- по ПБ ручей в середине каскада  Демирсал 2-3 

- по ЛБ ручей в пороге  Рижский -3 

Стоянки в каньоне:

- в конце шиверы  Начало  по ЛБ, качество не проверяли, чалка по высокой воде сложная

- в 150 м перед каскадом  Катерина 1-2  по ПБ, хуже, чем перед  Катериной 3 

- перед порогом  Катерина-3  по ПБ, очень хорошая, есть баня

- между порогами  Демирсал-4  и каскадом  Рижский 1-начало Рижского 2  по ПБ на высокой полке, хорошая, но крутая тропа подъёма/спуска

- в середине порога  Рижский-2 , плохая, требуется принудительная чалка

После обеда мы стартовали походной колонной в мощную выходную шиверу каньона. Шивера характеризуется высокими жёсткими валами, навалами на глыбы, отдельными сливами. В конце шиверы можно выделить косой слив с бочкой в правой части струи после ухода от глыб в центре и слева. По нашей воде шивера по сложности не отличалась от шиверы в  Рижском-2  и имела сложность 4 к.с. В конце шиверы, протяженность которой не менее 1 км, возможна чалка к ПБ для отдыха и ориентирования на реке.

Далее по ПБ впадает ручей, являющийся ориентиром порога  Аллигатор , который мы оценили в 3 к.с., так как порог   это прямая горка с валами, которая спокойно проходится справа сходу, что и было нами сделано.

Через 150-200 м за порогом хорошая чалка к ПБ к песчаному пляжику и низкой стоянке, на которой уже стояла группа из Саратова, куда мы зачалились, чтобы скоординировать свои дальнейшие действия по поиску стоянки для нашей группы.

Саратовцы в очередной раз попытались угостить нас своими леденцами. Мы немного передохнули, перекинулись несколькими словами с саратовцами и сориентировались по карте, что ближайшая возможная для нас стоянка находится в 4-х километрах в устье ПП реки Чадыр перед его впадением. Началась гроза, поэтому саратовцы всячески уговаривали нас остаться, чтобы её переждать, но количество впечатлений за день было очень велико и прямо пропорционально желанию как можно скорее закончить сплавной день. В прямом смысле под раскаты грома и ливень мы стартовали в каскад шивер.

На участке от  Аллигатора  до р. Чадыр шиверы носят скорее слаломный характер, потому что по сравнению с каньоном уклон уменьшается, река расширяется, появляются зубья в струе. По нашей воде шиверы на участке имели сложность не выше 3 к.с.

В 16:00 наша группа зачалилась к стоянке на ЛБ ПП р. Чадыр. Всего за день было пройдено 6,9 км. Гроза, поддержав паводковое состояние воды, закончилась.

Чуть выше места чалки на ЛБ на уровне воды на кустах висела рыбацкая синяя резиновая лодка типа  Уфимка . От стоянки на Чадыре вверх по ЛБ Чадыра уходит тропа. Стоянка оборудованная: есть столик, под которым были дрова. Также на поляне видны следы от уже не существующего зимовья.

Судя по карте, сюда могут со стороны ЛБ р. Бий-Хем через безымянный перевал приходить рыбаки. Соответственно, это путь аварийного выхода в случае необходимости. Тропу наша группа не разведывала.
В устье Чадыра ловился хариус, но опять мелкий, видимо, из-за паводка.

7 - 8 августа 2010 (пятница)

Подъём дежурных в 7:00, выход на воду в 10:00.

Погода неустойчивая, периодически начинается дождь, который может ещё повысить уровень воды, а впереди ещё порог 5 к.с.  Саша  (он же  Адмиральский ) и целая серия очень мощных шивер.

Поэтому не мешкаем, шиверы идём сходу походной колонной, выпустив вперёд К4  Сварог  и дав его экипажу ориентиры порога  Саша . Связь осуществляем по рациям, хотя особо осуществлять её некогда, потому что шиверы очень мощные, с навалами, прижимами и отдельными сливами. Валы доходят до 2-х метров. Особенно сложный каскад из 4-5 шивер 4 к.с. расположен перед самым порогом  Саша .

Всего от Чадыра до порога  Саша  - 7 км.

В жёстких валах гружёные К2 отстают от К4. По ЛБ видна высокая красная стенка, затем начинается очень мощная шивера вокруг большой галечной отмели, которая заканчивается заметной ступенькой с v-образным сливом и бочкой. Сразу за ступенькой отмель заканчивается, в конце отмели по ЛБ есть суводь для чалки, куда и чалится К2  Светофор , уже видя впереди по ЛБ приток, который должен впадать после первого слива  Саши . К4  Сварог  не видно.

К2  Вован  на всякий случай чалится ещё до начала шиверы на галечной отмели, откуда экипаж по отмели идёт к месту чалки К2  Светофор . По рациям наконец-то удаётся связаться с экипажем К4  Сварог , который, якобы не успев сориентироваться, сходу прошёл  Сашу , за что получил выговор от руководителя. По описаниям экипажа К4  Сварог  неровно вошёл в первый ключевой слив, но пробил бочку и, напряжённо отработав слалом в навалах и сливах остальных двух ступеней порога, зачалился после выходной шиверы в улове ПБ. В рацию ребята передали, что для К2 порог крайне опасен.

Осмотр порога  Саша  обязателен и возможен только по ЛБ до места, где заканчиваются основные ступени порога и начинается выходная шивера. Далее путь преграждает отвесная скала. По ПБ проход невозможен из-за скалы. Таким образом, занос вещей за порог возможен только в случае одновременного обноса судами ключевого слива порога.

Порог начинается мощной гребёнкой валов, затем следует ключевое место   высокий косой слив с мощной бочкой, после которого следуют ещё две ступени, заход в которые осложнён навалами на камни. По высокой воде некоторые камни обходятся как справа, так и слева, по более низкой воде, скорее всего, траектория прохождения будет одна. Порог завершается выходной шиверой. Протяжённость порога около 500 м, сложность 5 к.с.

Экипажи К2 осмотрели порог, затем экипаж К2  Вован  остался осуществлять съёмку, а экипаж К2  Светофор  прошёл порог. В основной бочке К2 придержало за корму, но экипаж выправил судно и остальную часть порога прошёл по намеченной траектории, зачалившись в улово ПБ, откуда страховал К4. Затем Экипаж К2  Светофор  поднялся по ПБ насколько возможно, пока не упёрся в скалу, чтобы осуществить съёмку прохождения К2  Вован . Более объёмный К2  Вован  легко преодолел первый слив, и хотя в слаломной части порога не выдержал полностью линию движения, но быстро справился с ситуацией несколькими телемарками и безаварийно завершил прохождение порога.

Над уловом ПБ в конце порога хорошая стоянка. Однако наша группа закончила прохождение порога  Саша  уже в 11:30, поэтому вставать было ещё как-то неприлично. Погода оставалась неустойчивой и угрожала ещё большим ростом воды.

Было решено пройти оставшийся участок шивер и встать уже на Бий-Хеме.

В каскад шивер за порогом  Саша  мы стартовали походной колонной. 4 шиверы за порогом следуют друг за другом непрерывно, образуя единое препятствие протяжённостью около 2 км и сложностью 4 к.с. В шиверах очень мощные высокие валы до 2 метров, навалы на камни, отдельные сливы и бочки. В некоторых лоциях эти шиверы даже носят именной характер.

Далее шиверы постепенно упрощаются, потому что уменьшается уклон реки, появляются острова и разбои, но расслабиться река не даёт до самой стрелки с Бий-Хемом.

В 12:23 наша группа зачалилась на ЛБ реки Улуг-О на галечной отмели перед самым впадением в р. Бий-Хем на обед. Первое, что мы увидели, был моторный катер, стоявший на отмели. В глубине на полке ЛБ был лагерь рыбаков, приехавших на этом катере. Второй новостью оказался водомёт  Заря , который прошёл по Бий-Хему с хорошей скоростью, не вызвав в нас никакого восторга.  Заря  регулярно курсирует вверх и вниз по реке, осуществляя связь между верхними посёлками и Кызылом.

По лоциям стоянки есть на ПБ р. Бий-Хем в 5, 8 и 11 км от стрелки с Улуг-О. Стоянку в 5 км мы обнаружили, но она достаточно грязная, к ней плохой подход. Около неё не впадает ни одного притока в Бий-Хем, а сам Бий-Хем в паводковом состоянии мутный и не вызывает особого желания брать из него воду.

Стоянку в 8 км от стрелки нам обнаружить так и не удалось.

В итоге, мы зачалились в 16:00 на стоянке на правом берегу правого притока Бий-Хема р. Хуннуг, которая расположена в 12,5 км от стрелки, а не в 11. Ручей Хуннуг впадает в Бий-Хем сразу за высокой красной скалой ПБ, на которой есть знак фарватера. Мы едва успели зачалиться, как к скале из-за поворота стала приближаться баржа, вёзшая овцу.

На стрелке с Хуннугом стоял лагерь рыбаков, которые оказались вполне дружелюбны и сказали, что чуть выше в лесу есть поляна с избушкой. Около этого зимовья мы и встали, поднявшись примерно 100 м вверх по ПБ Хуннуга. Около зимовья много конского навоза, зимовье явно используется.

Всего за день пройдено 26 километров.

День 8 - 9 августа 2010 (пятница)

Подъём дежурных в 7:00, выход на воду в 10:10.

Холодно, +7С, морось. Скорость по GPS около 10 км/ч. Многие притоки, отмеченные на карте, плохо заметны. Хорошо заметен левый приток Чёрная речка, около которого ловили рыбу местные рыбаки.

Во время перехода встретили  Зарю , но разминулись без проблем.

По дороге несколько раз мы останавливались, чтобы согреться, но к правому притоку Ожу пришли рано в 13:10. Долго пытались сообразить, где же обещанная стоянка, оказалось, что встать можно только на правом берегу Ожу на небольшой стояночке, где палатки приходится раскидывать по лесу. От стоянки вверх по ПБ Ожу уходит тропа.

Погода не изменилась, всё ещё холодно и морось, поэтому сделали баню, обмотав её рулонной плёнкой для упаковки продуктов (всего ушло 2 рулона) и накинув на крышу тент.

В глубине за стоянкой обнаружили зимовье.

Всего за день пройдено 19 км.

День 9 - 10 августа 2010 (суббота)

Днёвка, подъём около 9 утра.

Пошли на осмотр выходного каскада Ожу по тропе ПБ. Последний порог Ожу   крутопадающая слаломная шивера сложностью не более 4 к.с. Перед началом шиверы тропа выходит на берег к удобному улову ПБ, откуда можно стартовать в шиверу, занеся разобранные катамараны около 1 км по тропе.

Предпоследний порог более интересный: по сути это тоже крутопадающая шивера, но осложнённая косым сливом, проходимым вдоль скалы ПБ. Эта скала и преграждает дальнейший путь вверх по реке. Мы поискали обходную тропу, но безуспешно. Для заноса судов выше этого порога, необходимо собрать катамараны в уже упомянутом улове, перечалиться на ЛБ Ожу, снова разобрать суда и занести их по заросшей кустами полке за порог.

После сложных порогов Улуг-О пороги Ожу не показались нам стоящими такого сложного заноса судов.

Расставшись с мыслью сплавлять выходные пороги Ожу, мы пошли на разведку окрестностей и обнаружили на берегу Бий-Хема в 500 м ниже стрелки ещё одно зимовье. Мимо по Бий-Хему прошла группа саратовцев, у которых выброска была назначена на 11 августа на 1 день раньше нас.

День 10 - 11 августа 2010 (воскресенье)

Подъём дежурных в 7:00, но выход на воду только в 10:30, потому что с утра началась сильная гроза с ливнем. Опять очень холодно.

Сплав ничем на примечателен. Напротив правого притока р. Казык-Чадер, около которого мы останавливались на обед-перекус, достраивается новая большая турбаза. В районе правого притока р. Уюк на берегу много рыбаков, некоторые из них подъезжают к берегу на  Жигули . Начинаем злиться на перестраховщика Филиппова, который наотрез отказался забирать нас из района Уюка и Бегреды, уверяя нас, что там очень плохая дорога.

Наконец-то, потеплело. Пройдя 34 километра уже в 14:15 встали на левом притоке Бий-Хема р. Атакшил в тополях и лиственницах. Дрова мы привезли с собой. Мимо стоянки местные пастухи гоняют скот, но проблем это не создаёт. В 300 м выше Атакшила на ЛБ есть радоновый источник (аржан), к которому приезжают отдыхать местные семьи. У них удалось купить баранину.

Пообедав и переждав очередной дождь, часть группы в составе Фёдоровых, Яковлевой и Лопатина отправилась в радиальное восхождение на безымянную высотку 1150 м над лагерем. Набор высоты составил 480 метров, был набран за 1 час.

День 11 - 12 августа 2010 (понедельник)

Подъём в 7:30. Ночью было тепло, около 12   13 С, но утром снова похолодало и опять пошёл дождь, на этот раз затяжной и сильный, сопровождавшийся холодным сильным ветром.

Выход на воду в 11:15, оставшиеся дрова снова забираем с собой.

Примерно на середине пути до Кара-Хаака сильно стравил левый баллон К2  Светофор . Зачалились к ПБ, выяснилось, что на баллоне отклеился сосок. Штуцер чуть-чуть выпустили из ширинки, баллон накачали и перехватили верёвкой. Клеить полиамидную плёнку под дождём за два часа до антистапеля не казалось разумным.

Через 1,5 часа сплава после остановки на ремонт прошли ЛЭП, после которой до паромной переправы остаётся 5 км. Остановились на стоянку и антистапель в 400 м после переправы на ПБ у больших тополей.

Дождь прекратился, но шквальный ветер продолжился до самого отъезда в обед следующего дня.

Паромная переправа работает регулярно, до 21:00 она бесплатная.

У самой переправы по мешочку с леденцами определили место антистапеля группы из Саратова.

Перекусили и занялись антистапелем и просушкой баллонов и сплавного снаряжения. Очень не хотелось везти в самолёте воду.

Со стоянки берёт МТС, поэтому созвонились с Филипповым, который велел быть готовыми к 15:00.
Место у переправы очень популярно у местных рыбаков, но ночевать нам никто не мешал.
Дров нет, поэтому привезённые с собой ещё с Ожу дрова, оказались очень кстати.

День 12 - 13 августа 2010 (вторник)

Встали поздно. Часть группы ушла осматривать юрты примерно в двух километрах выше паромной переправы. Две юрты оказались действующими   в них жила семья скотоводов. Из обитателей были только два подростка, взрослые уехали в город. Подростки гостеприимно пригласили нас посмотреть быт, угостили тувинским чаем, охотно позировали для фотографий в нарядных национальных костюмах (см. фото 64). Остальные юрты у горы оказался фальшивкой   это был кемпинг в национальном тувинском стиле.

На горе, возвышающейся над кемпингом, обнаружили с десяток уже почти незаметных древних и сравнительно свежих небольших каменных насыпей-могильников.

Филиппов приехал к 13:00, как раз когда мы готовили обед, и начал подгонять нас, чтобы мы немедленно собирались. Мы ответили ему, что договорённость была о 15:00, поэтому, пока мы не пообедаем, мы никуда не поедем. Перестраховщик Филиппов взывал к нашей совести и говорил, что наша и его жизнь дороже обеда. Было понятно, что он просто раньше освободился и хочет побыстрее выполнить заказ.

В итоге, мы выехали около 14:30, в Кызыле заставили Филиппова остановиться, чтобы мы могли осмотреть стелу Центр Азии и Дацан.

Даже, несмотря на эту остановку и на перекус в том же придорожном кафе, что и на пути сюда, мы всё равно приехали в Красноярск в аэропорт  Емельяново  в 3:30 утра.

Пришлось сдать багаж в камеру хранения и ехать на ж/д вокзал Красноярска провожать Володей из Магнитогорска и Наташу из Уфы.

В 9:00 утра по местному времени  мумми-тролльская  часть группы попрощалась с уральцами, на чём поход можно считать завершившимся.

Полный технический отчет на сайте http://www.moominclub.ru/ulug-o/report-Ulug-o.htm






Главная | Статьи | Клуб | Форум | Интервью | Фотографии | Магазины | Ссылки | Рейтинг | Экипировка | Журналы | Новости
Словарь | Курорты | Барахолка | Барды | События | Фильмы | Фото-репортажи | Проекты | Чат | О проекте | Поиск
© Vinchi Group 1999-2024
Команда VVV.RU

Экстремальный портал vvv.ru

Барахолка:

1.  Маркер Empire BT4 Hk, Продается Маркер Москва цена 20000 с фидером и мам...
[Пейнтбол/Продажа]
Евгений, 18.06.22, 21:00
2. 
Продам чертежи яхты МИЛЕНА для самост. постройки, Парусная яхта  Милена  ( 6 м ) Характеристики: Д...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 07:08
3. 
Продам проекты чертежи яхт и парусных катамаранов, Продам чертежи парусных яхт для самостоятельной по...
[Яхты - парусные суда - лодки/Продажа]
Сергей Черников, 11.06.22, 04:45
4.  ружье север, Куплю ружье Север МР 94 калибр 20/5.6 22 LR
[Охота - охотничье оружие/Покупка]
Юрий, 18.04.22, 22:39
5. 
Охотничьей ружьё ЗИМСОН Германия, В хорошем состоянии охотничьей ружьё 16 ЗИМСОН. Ге...
[Прочее/Продажа]
Александр, 09.03.22, 16:27

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1530


Новые фотографии:


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 1619


Популярные статьи:

1.  Прыжок в затерянный мир. [19806], B.A.S.E., Надежда Дранищева., 30.11.07
2.  САЯНЫ 2004 р.Бий-Хем [21952], Водный спорт, Котегов Владимир, Вовченюк Оксана, 12.07.05
3.  Экспедиция на Лхоцзе Среднюю [26345], Альпинизм, Автор неизвестен, 16.06.01
4.  Чемпионат Омской области по водному туpистскому многобоpью [20428], Водный спорт, Автор неизвестен, 16.04.01
5.  На катамаране с высочайших вершин мира (стр.1) [35063], Рафтинг, Владимир Лысенко, 18.04.01

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16


Галереи, свежие комментарии:

1.  Евгений: Уважаемый Александр Анатольевич! Просьба - рас ... 22.09.2017, 10:40
2.  Евгений: Уважаемая Наталья Олеговна! Прошу вас - пришлите ... 09.05.2017, 20:17
3.  Евгений: Сергей! Ваша грамота от фестиваля "Золотой компас ... 24.04.2017, 00:55
4.  марат: Такой душечка!!! 08.04.2017, 09:29
5.  Евгений: Коллега Tolibanich! Ваш снимок в призёрах - откли ... 31.03.2017, 14:46

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 60


Фотографии, свежие комментарии:

1.  александр: был там 1982 вода такая же, прекрасно! 20.08.2013, 22:00
2.  для Вадима: время - единственное, что люди не могут купить и п ... 10.01.2012, 18:27
3.  доброжелатель: еще бы каждый день снимать видео по пару секунд - ... 09.01.2012, 23:05
4.  7438536573644672743: себя сфоткал;) 09.01.2012, 22:58
5.  lugka: Отличная высота!!! 07.01.2012, 08:57




Авторы статей:

1.  Сергей Мельникофф, статей: 2, просмотров: 45240
2.  Алексей Гагарин., статей: 2, просмотров: 40434
3.  Михаил Просалов, статей: 2, просмотров: 41731
4.  Опанчук Ирина , статей: 1, просмотров: 27762
5.  Сергей Карпович, статей: 1, просмотров: 21268

1, 2, 3, 4, 5, 6