Пожалуй, со словами "путешествие автостопом" Япония ассоциируется далеко не в первую очередь. Так уж получилось, что люди, предпочитающие данный метод перемещения, обычно практикуют его в менее цивилизованных и легче достижимых уголках планеты. Многие думают, что Японии нет никакого автостопа, но это только для японца. На наше счастье, иностранцу в Японии позволено очень многое.
При правильном подходе от путешествия автостопом можно получить ни с чем не сравнимый опыт пообщаться с аборигенами, повидать разнообразные нетуристические места и это не говоря о грандиозной экономии. Однако для того, чтобы путешествие было приятным для всех участников процесса, следует знать некоторый минимум простых правил. Именно ему и посвящён этот очерк.
Прежде всего, в городе автостоп невозможен. Во-первых, потому что нет места для остановки (законопослушные японцы очень не любят нарушать правила дорожного движения), во-вторых потому что городской водитель настолько сосредоточен на своих мыслях, что если и заметит вас, то едва ли обратит внимание. Выбраться же за пределы городской застройки в весьма урбанизированной Японии непросто. Лучше всего делать это на электричке. На то, чтобы из центра Токио добраться до живописных окраин, требуется примерно полтора часа времени и около тысячи йен то бишь 350 рублей. Выбравшись за город, следует поискать подходящее место для голосования . В Японии нецелесообразно останавливать машины на крупных автострадах, лучше выбирать маленькие, второстепенные дороги: машин на них на порядок меньше и движение медленнее, зато и водители спокойнее и доброжелательнее.
Лучше искать так называемые сабисупойнто площадки для сервиса, где водитель может поставить машину в случае необходимости. Поскольку большинство японцев знает об автостопе, по всей видимости, из зарубежных фильмов, голосовать имеет смысл по-американски отставленной в сторону рукой с поднятым большим пальцем. Японцем, подбирающим автостопщика, движет, в первую очередь, любопытство. Большая часть населения этой довольно-таки закрытой страны видело иностранцев только по телевизору, и многие не упустят возможности пообщаться с ним вживую . Не очень охотно подбирают пассажиров и после захода солнца. В среднем на то, чтобы уехать из начальной точки, уходит от 15 до 30 минут. В ходе путешествия при себе следует иметь карту с обозначенным маршрутом, которую вы сможете демонстрировать водителям. Следует ознакомиться и с общими правилами пребывания на территории Японии, благо они доступны в любом туристическом буклете.
Общение
В Японии вас будут подвозить совершенно бескорыстно, и поддерживать беседу вовсе не обязательно, хотя всегда интересно. Если вы не знаете японского языка, и надеетесь общаться по-английски, будьте готовы к тому, что средний японец владеет английским на уровне простейших фраз типа London is the capital of Great Britain или, в японском варианте, рандан идзу дза капитару офу гурэйто буритани.
Питание
Склонность японцев к безвозмездному оказанию услуг позволяет иным путешественникам пользоваться этим для того, чтобы минимизировать собственные расходы на еду (каковая, пожалуй, только и соответствует стереотипу Япония дорогая страна ). Для путешественников намеренных держаться строго в рамках бюджета, существует прекрасный способ быстрого и здорового дорожного питания: о-нигири. Эти рисовые колобки с разнообразной начинкой, завёрнутые в конвертик из морской капусты, продаются в каждом придорожном магазинчике и стоят в среднем от 65 до 150 йен то есть от 25 до 55 рублей за штуку в зависимости от начинки. Два колобка составляют вполне приличный обед.
Ночлег
Логичным дополнением к идее автостопа, то есть свободного перемещения на добровольно предоставляемых транспортных средствах, является идея клубов гостеприимства. Таких клубов существует несколько, из которых выделяется два крупнейших Hospitality Club и CouchSurfing. Членом этих клубов может стать любой человек, зарегистрировавшийся на соответствующих сайтах. С помощью этих же сайтов можно найти человека, согласного принять тебя на ночлег на тот или иной срок почти в любой точке мира. Большинство членов любого клуба гостеприимства владеют английским языком. Если по каким-то причинам ночлег в чужом доме вас не прельщает, вы можете воспользоваться и гостиницами. Самыми дешёвыми вариантами являются так называемые молодёжные гостиницы (ю:су-хосутэру) или, для тех кто путешествует парами, лав-отели (рабу-хотеэру). Помимо гостиниц, заночевать можно в некоторых интернет-клубах. В случае, когда вас застанет ночь в глухом месте, где на гостиницу нечего и надеяться, имеет смысл поискать синтоистский или буддийский храм (на картах они обозначаются воротцами-тории и свастикой соответственно). Прихрамовые постоялые дворы (Сюкубо) по традиции существуют для нужд паломников, монахов из других мест и бродячих музыкантов. Вам, скорее всего, не удастся выдать себя за одно из этих лиц, поэтому остаётся давить на безвыходность положения. Будьте готовы к отказу многие храмы давно не принимают постояльцев. Если погодные условия благоприятствуют, можно спать под открытым небом на лавочках. Наконец, экстремалы могут переночевать в заброшенном доме. В маленьких городках или в сельской местности таких домов (а иногда и целых гостиниц) довольно много.
Маршрут
Лучшее путешествие то, маршрут которого вы придумывали сами, отбирая самые интересные лично вам места. Но у Японии есть особенность, без знания которой можно упустить многое в её восприятии. Многочисленные автомобильные дороги петляют так, что часто между точками, фактически расположенными на расстоянии десяти километров, оказывается три часа пути лишь бы не тревожить без надобности древнюю горбатую спину, несущую на себе японскую цивилизацию.